Нина Молева: «Забытая тетрадь»

Храм есть жилище Божией славы. Поэтому христианин должен особенно чтить Храм и посещать его.

Из газеты «Русский вестник», 7 мая, 1991 г. №9.

Они давно заняли свое место в собрании Государственного музея А.В. Суворова в Ленинграде — личные вещи, фронтовая офицерская экипировка времен первой мировой войны, послужной список генерал-майора Ивана Гавриловича Матвеева, состоявшего в должности дежурного генерала Главнокомандующего армиями Западного фронта. На руках единственной внучки и наследницы осталось не так уж много, но зато самое дорогое для семьи: пять орденов, медали в память царствования Александра III и 300-летия дома Романовых, письма с театра военных действий, фотографии и тонкая исписанная размашистым почерком деда тетрадка с заголовком: «Почитание храма и его святынь». В углу обложки стояла полустертая надпись «Для Пахаря» — апрель 1918 го».

Восемнадцатый год — самое мучительное время в жизни Ивана Гавриловича.

«Дорогая Сонечка! — пишет он жене, — не тревожься о моих телесных недугах. Они ничто по сравнению с сомнениями душевными, тем недугом духа моего,, который не позволяет мне определить правильное относительно совести и долга дальнейшее существование мое. Я христианин и офицер, по Святому Крещению и Присяге, между тем все, в чем приходится волей или неволей участвовать, противоречит и тому и другому. Расстаться же с армией и Россией для меня одинаково невозможно. Я бы не мучился так, если бы не вы с Танечкой. Что может ждать вас, дорогие? Но да буди на все Его Пресвятая Воля…»

Острая сердечная недостаточность и последствия фронтового ранения приводят к временному отпуску, который генерал хочет провести в родных Ливнах.

Только Ливны уже далеко не те, как помнились с детства. Призрак голода, разжигание человеконенавистничества, начинающееся истребление церкви…

Человек глубоко верующий (генерал многие годы был церковным старостой церкви Штаба, вел духовные чтения для солдат). И.Г. Матвеев решает написать статью в местную газету «Пахарь».

Так появилась эта тетрадка. Но жизнь рассудила по-своему. На Вербное воскресение 1918 года И.Г. Матвеева не стало. Со временем исчезла и его могила на Ливенском городском кладбище.      

«ПОЧИТАНИЕ ХРАМА И ЕГО СВЯТЫНЬ»

Главным местом совершения богослужения является Храм. Это важнейшая святыня христианина: сюда приходит он облегчить свои страдания через молитву, найти утешение через молитву, найти утешение в Боге, Который особенно присутствует здесь. Так Господь Сам сказал: «Иже де еста два или три собрани во имя Мое ту есмь посреде их». Последними словами Он указал на преимущество общественной молитвы. Храм есть жилище Божией славы. Поэтому христианин должен особенно чтить Храм и посещать его.  

Избегая посещения Храма, верующий тем самым как бы избегает быть близким к Богу. Мы всегда должны помнить ревность, которую проявил Христос во Храме, изгнав оттуда торговцев.

Подумаем, какую действительно важную роль играет в жизни христианина Храм. Под его сень приносит мать новорожденного младенца, где последний через таинство крещения становится христианином. Здесь совершается ежедневно величайшее чудо — льется Пречистая Кровь нашего Господа «во оставление грехов и жизнь вечную». Тут через таинство исповеди очищается человек от тяготеющих над ним грехов. Здесь рождается юная семья через таинство брака. Сюда, наконец, приносят человека, окончившего свой земной путь, чтобы пропеть над ним прощальный гимн и отпустить в землю. Здесь получали благословение полководцы перед сражением. Здесь венчались цари на царство.

Как в частной жизни отдельного христианина, так и в общественной, и в государственной все события совершаются с благословения (Церкви — Ред.). Совершающиеся во Храмах чудеса указывают на присутствие в них благодати Божией. Возьмем Успенский собор в Москве. В нем было произнесено пророчество первосвятителя Петра о будущем величии России и Москвы. В этом же соборе у раки древнего Петра загорелась свеча, когда вызванный в Орду для исцеления ханши святитель Алексий служил напутственный молебен.

Храм всегда благотворно действует на душу человека, здесь он чувствует облегчение от близости Бога, хотя бы даже был потрясен очень тяжелым несчастьем.

Вследствие нашей греховности мы не видим всех тайн, совершающихся в церкви. Когда великий Серафим Саровский служил литургию в Великий Четверг, то после возгласа «Господи, спаси благочестивыя  и услыши ны» его озарил вдруг луч как бы солнечного света, и увидел он «Господа Иисуса Христа во славе, сияющего неизреченным светом, окруженного святыми ангелами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат грядущего на воздухе. Приблизившись в таком виде до амвона, Господь благословил всех служащих и предстоящих. По сем, вступив в святой местный образ Свой, преобразился, окруженный ангельскими ликами».

Блаженный Нифонт, епископ Кипрский, имел откровение. Однажды во время патриаршего богослужения он увидел огонь, шедший с неба и покрывающий алтарь и священнослужителей. Когда же запели «Трисвятое», показались четыре ангела и пели вместе с певцами. При таком большом значении Храма для христианина, естественно, самой великой жертвой для него является жертва на Храм…  

Истинно верующие никогда не скупились жертвовать на сооружение Божией церкви. И в этом случае всякий вносит посильную лепту. Один простолюдин, который всю жизнь проработал десятником, вел жизнь строгую, имея единственное утешение — посещение Храма и духовное чтение. Отказывая себе во всем, он скопил маленький капитал и по смерти своей завещал его на украшение Храма в родном селе.

Но особенно угодна Богу жертва, когда человек отдает на Храм все, что имеет. Такую жертву принес, по словам великого старца Серафима, исцеленный им офицер помещик Мантуров. Мантуров заболел, никакие врачи не могли вылечить его, он услышал о благодати, действующей от старца Серафима, и немедленно поехал к нему. Преподобный Серафим исцелил его и предложил ему продать все, а деньги употребить на постройку Храма во имя Рождества Христова. Мантуров сейчас же поступил так, как сказал ему Серафим, и из богача стал нищим.

В русской жизни сложился обычай собирать у мира на построение Храмов, особенно сельских, так как у крестьян нет достаточных средств на создание церкви на собственные деньги. Этот обычай имеет высокое значение. Если вы не имеете больших средств и не можете воздвигнуть Храм самолично, то жертвуя сборщикам, вы тем самым становитесь участником постройки. Через много-много лет, когда вы будете лежать в земле, вас всегда будут поминать на литургии во время возгласа: «Еще молимся о создателех и благотворителех святого Храма сего и всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду — православных».   

Среди этих сборщиков много людей высокой нравственности, посвятивших свою жизнь на служение Богу. Вспомним стихотворение Некрасова «Влас», и перед нами выступит этот образ старца-сборщика.

Почитая храмы, мы должны, конечно, чтить и те святыни, которые находятся в них. Главными святынями являются: Честный Крест, Святое Евангелие и иконы. Честный Крест мы чтим как знамение и орудие нашего искупления ради Спасителя, пострадавшего и распятого на нем. Святое Евангелие чтится за то, что в нем содержится радостное благовестие о нашем спасении через Единородного Сына Божия. Почитание креста и икон было окончательно установлено на Седьмом Вселенском соборе, отвергшем иконоборческую ересь.

Людям вообще свойственно стремление к увековечиванию черт дорогого им человека. Во время разлуки или после смерти, глядя на портрет, люди восстанавливают в памяти эти черты, чувствуют присутствие около себя дорогих им лиц. Люди же религиозные естественно стремились увековечить образ Богоматери, Иисуса Христа и святых угодников, которых они знали живыми и память которых для них священна.

Происхождение икон, по преданию, таково. Через десять лет после Вознесения Христа все верующие стремились увидеть Богоматерь, но многим это не удавалось. Тогда апостол Лука изобразил лик Божией Матери. Увидя это изображение, Богоматерь сказала: «Благодать Моя и Родившегося от Меня с сим изображением да будет». Апостол Лука (написал — Ред.) несколько икон. К числу их принадлежит Владимирская икона , которая из Византии перешла к Владимиру Мономаху, а затем к Андрею Боголюбскому. Последним она перенесена из Киева во Владимир, а для спасения Москвы от Тамерлана перенесена в Москву.  

Таким образом, мы видим, что Богоматерь Сама благословила иконопочитание. Происхождение Нерукотворного Образа указывает на то же. Владетель города Эдессы Авгарь был поражен проказой. Услышав, что в Палестине ходит необыкновенный человек и производит чудесные исцеления, Авгарь послал последнему слезное письмо, прося приехать к нему. Вместе с тем послал живописца, чтобы тот написал его портрет. Но сколько ни старался живописец, он не мог отразить на полотне черты Пречистого лика. Иисус Христос на просьбу приехать ответил отказом. Но в утешение художника и его господина, потребовав плат, приложил к нему лицо, и на этом плате отразился лик Божественного Учителя.

С этим Нерукотворным образом вернулся посланный к Авгарю, который приложился к нему и тут же получил исцеление. Затем образ был помещен над городскими воротами и перед ним теплилась неугасимая лампада. Когда возникла иконоборческая ересь, православные жители Эдессы, спасая святыню, замуровали ее в стену. Много десятилетий прошло, после восстановления иконопочитания, при торжестве был размурован образ Спасителя. Он оказался невредимым, и чудом Господним в знак того, насколько угодно Богу иконопочитание, продолжала гореть зажженная перед образом лампада. 

Иконопочитание имеет громадное влияние на душу человека, заставляет забывать все земное, переноситься душою к Богу и становиться ближе к Нему. (Великая грешница, а впоследствии святая — Прим. ред.) Мария Египетская рассказывала о себе: «Когда в минуту ужаса невидимая сила не допускала меня в Храм Божий, увидела я в притворе икону Матери Божией и залилась слезами, смотря на кроткое, невинное, девственное лицо Ея и помышляя в то же время о мерзости и скверне души моей». Так благотворно и спасительно действует на молитву и жизнь христианскую взор на святые иконы.

Главным же доказательством истинности иконопочитания являются чудеса от святых икон. Когда преподобному Феодору было 12 лет, на его родине явилась смертоносная язва. Он тоже заболел. Его отправили в молитвенный дом Святого Иоанна Крестителя и положили под икону Спасителя. Когда он страдал, с иконы стали падать капли росы, и он тотчас по Благодати Божией получил исцеление. Бесчисленными чудесами от икон Господь показал, что иконопочитание Ему угодно и Он его благословляет.

Так за что же в годину тяжких испытаний народа русского лишать его опоры и надежды и усугублять греховность неразумных деяний своих, поднимая руку на иконы и храмы? В потомках наших, в родех и родех, отзовутся греховные поступки наши великим наказанием — потерей человечности.

И. Матвеев 

Ливны, апреля дня 1918 года

Статья в ливенском «Пахаре» напечатана не была.

Через 5 дней после смерти И.Г. Матвеева его пришли арестовывать.