В понедельник Седмицы 9-й по Пятидесятнице Божественную литургию в Новоспасском монастыре возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност

Председателю Синодального отдела по монастырям и монашествующим, наместнику Троице-Сергиевой лавры сослужил наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископ Воскресенский Савва и насельники обители в священном сане.

Песнопения богослужения исполнил мужской хор Новоспасского монастыря под управлением С. Попова.

По запричастном стихе архиепископ Феогност оборатился к молящимся с архипастырской проповедью.

«Во имя отца и Сына и Святаго Духа.

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И мы знаем о том, что, если Господь не даст благодать, то ничего доброго мы не сделаем. И только тогда, когда мы по-настоящему смиряемся, тогда приходит к нам благодать Божия. Самое трудное — отделить главное от второстепенного. Если человек сделал благо, то второстепенное подтянется, а если не сделал благо, то второстепенное не имеет смысла. Ни одной добродетели не может быть без смирения. И пост, и молитва, и бдение, если там гордыня, то они не полезны, а скорее вредны. Гордость, подобно маленькой частичке яда, отравляет огромные пространства, куда она попадает. И научиться смирению — это дело всей нашей жизни.

Мы знаем великих людей, которые смиренны были и есть, и знаем ничтожных людей, которые преисполнены гордыни и, соответственно, потому-то они и ничтожны, потому что они горды. Гордым Бог противится и не дает благодати. И потому, когда мы упражняемся в познании добродетели, наблюдаем за своим поведением и на исповеди говорим не только о том, что согрешили делом, словом, помышлением, но видим как гордыня часто пронизывает все наше поведение, и часто в основе греха лежит гордыня скрытая или явная. 

Смирение невозможно купить, его невозможно приобрести с помощью тренировок. Смирение приходит с познанием собственного ничтожества. Когда ты понимаешь, что без благодати Божией ничего не можешь, тогда ты смиряешься и начинаешь благодарить Бога за те дары, которые Господь открывает тебе день ото дня. И наоборот, как только ты возгордился, уходит благодать и приходит отчаяние, уныние, хульные помыслы, разрушается и душевная, и духовная, и физическая природа человека.   

Как они противоположны друг другу — смирение противоположно гордости, а терпение противоположно упрямству. И мы часто не принимаем терпения, потому что в нас есть упрямство. А упрямство есть не что иное, как отрицание принять мир таким, каким он есть, не бороться с этим миром. Тогда по-настоящему мы свидетельствуем о своем смирении. А если мы хотим изменить мир, для этого нужно изменить себя. Изменяя себя, мы невидимо изменяем весь мир. Но, увы, так легко попасть под власть обольщения и внутри, в глубине, горделиво задуматься о том, что ты мог бы сделать, если бы все было в твоей власти. Ничего бы ты не сделал доброго и путного, потому что в тебе нет смирения. Нужно только изменить себя.

Если мы посмотрим на святцы, в которых говориться об апостолах, мучениках, святителях, преподобных, мы не найдем ни одного гордеца. Они все были смиренны, кротки, были прославлены Богом и украсились великими дарованиями Божиими. И наоборот, всякий грешник превозносится над другим. Если у него есть власть, он явно превозносится, а если у него нет власти, он тайно превозносится и ропщет, почему у него нет этой власти. А Господь потому и не дает ему этой власти, потому что из гордости он может много зла сделать и неправды, и хранит Господь мир от этих людей. Но если они приходят к власти — это беда для тех, кто рядом с ними находится. И это тоже нужно потерпеть, с этим тоже нужно смириться и этого человека полюбить. Ибо только полюбив, мы начинаем по-настоящему молиться, ибо мы понимаем, что это не вина человека, а это его беда. А над бедой не смеются, за беду не осуждают, а крепко-крепко молятся и любят. Любят, как любит мать больного ребенка. Когда к нам приходит смирение, мы начинаем принимать даже больших грешников, которые горды и несправедливы.

К одному святителю обратились с вопросом: что нужно отвечать грешнику? Он так интересно и просто сказал: поймите, у каждого человека есть совесть. Если не днем, то ночью, если не ночью, то утром, если не утром, то вечером, но она обличает человека. А если я еще начну обличать, выдержит ли этот человек двойной удар? Вот это любовь — любовь православная, любовь христианская, любовь, которой учит нас Господь: познать, принять. Самое главное для нас — смирение. Если нет смирения, все наши подвиги — это гордыня и зло. И даже полюбить невозможно, когда ты гордишься. Только смиренный человек может полюбить и любить.

В Священном Писании говориться о камне, его же небрегоша зиждущие. Когда мы строим любое здание, духовное, и у нас нет смирения, то здание это на песке. Подует ветер, придет искушение и такое здание разрушится. А когда мы смиренно строим, в основе полагая смирение, тогда это здание невозможно разрушить. Вспомните, какая раньше игрушка была — неваляшка. У нее центр тяжести внизу, и как ее не клони, она все равно стоит ровно. Чем ниже центр тяжести, тем труднее человека обидеть и склонить.

Молитвами всех святых Господь да поможет нам полюбить смирение, и даст такую благодать, которой никто не сможет противиться и нашей радости не будет конца. Аминь».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Пресс-служба Новоспасского монастыря