Проповедь насельника Новоспасского монастыря монаха Арсения на службе Акафиста Страстем Господним 25 марта 2018 года

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы с вами молились на четвертой заключительной в этом Великом Посте службе Акафиста Страстем Господним.

Читая сейчас Евангелие, мы с вами вспоминали страшную картину страданий и смерти Богочеловека Христа Спасителя.

Всякое христианское сердце содрогается и приходит в умилительный плач, слыша о таких мучительных страданиях нашего Господа. Воистину должно нам сокрушаться в сердце своем и осознавать, что голгофские муки и жертва была принесена за каждого из нас с вами. Мир перед пришествием Спасителя ниспал в глубину нечестия и греха. Реки беззакония разливались по всей земле, гордость до небес поднимала свою голову, люди служили диаволу, забыв и оставив своего Творца.

Чаша, растворенная грехами всего мира, потопила бы этот мир, если бы ее не воспринял Господь. Перед Его всепровидящим взором всегда представлялась ужасная чаша сия, чаша праведного правосудия Божия и вечная погибель, которые могли обрушиться на весь род человеческий. Из этой бездны ничто не могло извлечь мир, кроме сошествия с Небес Единородного Сына Божия, Который принес Себя в жертву для искупления мира. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий В Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Тридцать с лишним лет Господь жил с мыслью о том, что должно Ему тяжко пострадать за спасение мира. Предопределенное время приближалось, и это время было временем лишений и скорбей Богочеловека.

И вот наступила та самая ночь, когда решалась судьба всего мира на все времена. Кто измерит бездну скорбей, которая объяли тогда святую Душу Спасителя мира?! Они превосходили всякое понятие человеческое. И поэтому при воспоминании о них Спаситель приходит в крайнее изнеможение. Еще Его пречистые руки не пригвождены ко Кресту, но Его голгофские страдания начались уже там, в Гефсиманском саду. «И был пот Его как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). И столь обильный, что увлажнил Его одежду.

Ужас, тоска смертная и тяжкая скорбь, которые испытывал тогда Господь, усугублялись еще и тем, что пред Его взором предстала страшная картина страшных грехов человечества, принятых Им на Себя. То, что должен был претерпеть весь мир, легло теперь на Него одного.

Он также видел и вся беззакония и прегрешения людей, начиная от Адама до скончания мира во всем их безобразии и гнусности. Он также видел и ту холодность и нераскаянность многих людей, которыми заплатят они Ему за Его любовь. Предвидел и ожесточение сердец, которые не оценят величайшей Его жертвы, которую Он принес за искупление и спасение мира. Но, отвергнув, распнут.

Но вот к душевным страданиям прибавляются и страдания телесные. Один из 12 учеников, именем Иуда, приходит в Гефсиманский сад и лобызанием, поцелуем предает своего Божественного Учителя воинам и слугам первосвященников. Те же, связав Его, ведут яко агнца на заклание. Сперва к Анне и Каиафе, а затем и к Понтийскому Пилату, где Он кротко приемлет заушения и многие издевательства.

Затем был путь на Голгофу к искупительной жертве. Измученный, изнеможденный, Он трижды падал на пути Своем на Голгофу, и затем, Безгрешный, был пригвожден ко Кресту, испытывая при этом неимоверные страдания.

Некоторые иудейские женщины, обуреваемые чувством сострадания к Спасителю мира, плакали о Нем. Но Господь на их слезы отвечал: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные и утробы не родившие, и сосцы не питавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом так делают, то что с сухим будет» (Лк. 23:28-31)?

Дорогие отцы, братья и сестры! Эти слова были сказаны Господом народу иудейскому. Но они имеют силу и значение во все времена и ко всем народам, и непосредственно для нас с вами, православных христиан. Испытаем себя, по слову апостола Павла, и посмотрим: не преобладают ли над нами грешные поступки и пожелания, которые нарушают мир и покой нашей души.

Господь накануне страстной своей смерти говорил много своим ученикам о заповедях. Говорил о большей из них – о любви к Богу и ближнему. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).

Господь, даровав нам искупление и божественную благодать для врачевания наших греховных язв и страстей, требует от нас взаимности и усердия. И, в частности, соблюдения заповеди о любви к ближнему своему. Если сегодня мы скажем пагубное слово своему ближнему, завтра возведем друг на друга клевету и осуждение, то в нашем сердце будет злоба, гнев и злопамятство. И далее грех усугубляется и появляется и бессердечный смех к немощному человеку, а далее и совсем ожесточение сердца и бездушный отказ нуждающемуся в куске хлеба. Так будет ли такое наше с вами поведение, поступки исполнением той заповеди, исполнением любви друг ко другу? Конечно же, нет. Эти греховные поступки проявляются произвольными грехами, которыми мы вторично распинаем Господа.

Сегодняшнее трогательное евангельское чтение призывает прежде всего облечься в смиренномудрие, долготерпение, благость и милосердие, а наипаче во всепрощающую любовь друг ко другу (см. Гал. 5:22). И это будет выражением нашей любви к Богу. И Он в ответ на нашу любовь возлюбит и нас, и введет в Царство Свое мир, правды и любви, и соделает причастниками вечного блаженства. Аминь.

Пресс-служба Новоспасского монастыря