Проповедь иеродиакона Прокопия (Жамкова), насельника Новоспасского монастыря, на службе Акафиста Страстем Господним

Чин Пассии в Покровском храме обители совершили в третий воскресный день Великого поста, 11 марта 2018 года. 

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 Христова Церковь еще задолго до Страстной седмицы готовит своих верных чад к событиям, которые стали ключевыми в истории человечества, а именно к тем страданиям, которые претерпел за нас Спаситель наш Иисус Христос. Христос пострадал не зря. Он пострадал за то, чтобы мы были наследниками Его вечного блаженства, вечного Его Царства, и жили, и пребывали постоянно вместе с Ним. Когда Господь говорил о Страшном Суде, то Он сказал о том, что разделит, как пастырь, овец от козлов. Те, кто окажутся по неправую сторону – пойдут в муку вечную, а праведники пойдут в живот вечный.

Во времена Спасителя тоже было много праведников. Пятикнижие Моисея, те 10 заповедей, которые дал Моисею Господь, обросли всевозможными толкованиями, «законом закона», намного превысили само Пятикнижие. И были такие праведники — фарисеи и им подобные люди. Например, когда состоятельный человек из их числа давал милостыню, он выходил на перекресток или на рынок, звонил в колокольчик и со всех сторон к нему сбегались нищие люди, которым нужны были деньги. И у всех на виду этот человек раздавал милостыню. А потом, когда он продолжал свой путь, облагодетельствованные люди бежали за ним толпой. И этот шлейф громогласно прославлял его. А итог такой праведности всем нам известен: это пригвожденный ко Кресту наш Спаситель.

Но были в то время и другие праведники: бесноватая Мария, из которой Господь изгнал 7 бесов, сотник, стоявший у Креста, жены-мироносицы, которые оставили все и последовали за Ним, и многие люди, которые посмотрели правде в глаза поняли, что они не могут без этого Человека, Сына Давидова, Который, как они понимали и верили, является Спасителем.

Говоря о фарисеях, преподобный Паисий Святогорец очень часто обличает их. В его книге «С любовью и болью о современном человеке» говорятся о нашем времени достаточно грустные и порой страшные вещи, когда он описывает состояние современных христиан. Порой язык блаженного Паисия грубоват, но он точен. Во-первых, он говорит о том, что современные христиане даже и десятой части не исполняют из того, что исполняли раньше фарисеи. Если фарисеи бежали исполнять ревностно свои сумасшедшие законы — то, что было повелено и расписано им по каждому поводу и без повода, то современные христиане не делают даже и этого. И как это ни странно, наравне с доходящей до неразумия ревностью фарисейской идет не менее тяжкая духовная болезнь – теплохладность, или, как называл ее преподобный Паисий, «духовный смрад». И вот он говорит о том, что современным христианам, к сожалению, ничего не нужно, они очень остыли и не дотягивают даже до уровня тех фарисеев, которые были далеки от Христа. И ничем современные христиане не лучше их. И вот блаженный Паисий описывает богомольцам, которые пришли однажды к нему, жуткий пример: как в ряде греческих монастырей (это было на рубеже 70-80-х годов прошлого века) произошло несколько явных чудес Божиих, но они почему-то никак не тронули сердца окрестных жителей. Старца Паисия это очень сильно поражало, он сильно скорбел об этом.

Нас Господь призывает к трудам. К трудам деятельным, к деятельному покаянию, к живому участию в своем спасении. Пример этого мы можем видеть из дневников; прежде всего, из дневников тех людей, которые жили до нас. Это, например, святитель митрополит Мануил (Лемешевский), прошедший тюрьмы, преподобный отец наш Иоанн Кронштадтский. И вот когда не так давно издавали часть его еще не опубликованных дневников, то перед издателями встал сложный вопрос: а что делать с теми местами в дневниках, о которых срамно-то и глаголати, и говорить-то не очень прилично. Вот как быть с этими вещами? И что оказалось на самом деле? В частности, одна из записей, которая обсуждалась издателями, начиналась так: «Какая же я дрянь!» — пишет о себе Иоанн Кронштадтский. И он говорит о том, как провел день, он исповедуется самому себе: после литургии он посетил великосветский прием, где очень хорошо и сытно поел и попил, тут же, у дома, его встретили нищие мальчики, которых он прогнал в шею… И вот так он пишет, исповедуется себе в других не очень хороших делах, делах, которые тронули его совесть в этот день. Но в этих обличительных словах о самом себе, в них такая скорбь и такая боль! И эта боль отобразилась на бумаге. Но Сердцеведец Господь знает, сколько слез, сколько боли и сколько покаянных воздыханий излилось втайне у этого святого человека. Казалось бы, какой же это святой? И многие из христиан, читавших эти дневники, говорили: может быть, Поместный Собор 1988 года поторопился с канонизацией этого человека? Нет, не поторопился. Господь пришел в такого человека и обитель у него сотворил. Нет необходимости говорить о тех чудесах, которые сделал этот человек за свою жизнь. Кронштадтский пастырь на своем личном опыте и на опыте тех тысяч людей, которые приходили к нему, знал, что такое духовная брань. Он был живым делателем покаяния, он никоим образом не был ни фарисеем, ни, еще хуже – тем теплохладным христианином, о котором говорит преподобный Паисий Святогорец. Вот именно этого человека, этого борца, этого живого делателя покаяния Церковь и назвала святым и праведным. И только таких людей, которые ведут живую духовную жизнь, Господь назовет праведными, и поставит одесную Себя на Страшном Суде.

Господь со Своего Креста видит душу каждого из нас. И дай нам Господь познать самих себя, посмотреть на себя нелицемерно, взглянуть на себя через призму Евангелия, через призму той правды, которую мы себе представляем.

Теперь, братья и сестры, мы будем поклоняться Кресту. Будем помнить те крестные подвиги, которые претерпел за нас Спаситель, ожидать Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения. Аминь.

Пресс-служба Новоспасского монастыря