Подвижники благочестия XX века

Борис (Шипулин) (1906—1909)

Архиепископ Борис (в миру — Владимир Павлович Шипулин; 27 декабря 1876, Вельск, Вологодская губерния — 23 февраля 1938, Ташкент) — епископ Русской Церкви, архиепископ Ташкентский.

Биография

Родился в городе Вельске, Вологодской губернии (ныне Вельский район Архангельской области). В 1886 году окончил начальную школу. В 1896 году оканчивает Вологодское духовное училище (Вологодская Духовная Семинария). С 1896 по 1900 год учится и успешно заканчивает Московскую духовную академию.

Священство

После окончания академии получает степень кандидата богословия и назначается помощником инспектора академии. В этот же год принимает монашеский постриг.

14 января 1901 года рукоположен во иеродиакона, а 31 марта — во иеромонаха. В 1902—1905 годах занимал должности инспектора Курской и Псковской духовных семинарий, был возведён в сан архимандрита. В 1905 году назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати Апостолов в Московском Кремле. В 1906 года назначен настоятелем Новоспасского монастыря. В 1909 году назначен ректором Московской духовной семинарии.

Архиерейство

24 июня 1912 года был хиротонисан во епископа Винницкого, второго викария Подольской епархии.

14 февраля 1914 года назначен епископом Балтским, первым викарием той же епархии.

12 февраля 1915 года назначен епископом Чебоксарским, вторым викарием Казанской епархии, одновременно был настоятелем Казанского Кизичского монастыря.

В 1917—1918 годах участвовал в работе Поместного собора Православной Российской Церкви.

С декабря 1918 года — епископ Киренский, викарий Иркутской епархии.

В 1918 году — временно управляющий Пермской и Кунгурской епахией

С 1921 года — епископ Уфимский.

В октябре 1922 году арестован в Уфе, освобождён в 1923 году.
Слева направо: епископы Павел (Кратиров), Константин (Дьяков), Борис (Шипулин), Евгений (Зернов), Онуфрий (Гагалюк), Дамаскин (Цедрик), Антоний (Панкеев). Харьков 1927 год. Все были арестованы и расстреляны НКВД.

В 1927 году возведён в сан архиепископа и 15 сентября 1927 года назначен архиепископом Тульским. Занимал кафедру до конца 1927 года и затем до 1934 года епархией не управлял по причине ареста и отбывания наказания в Соловецком лагере.

В 1934 году назначен архиепископом Тобольским (в управление не вступал).

С 8 мая 1935 года — архиепископ Томский, 27 мая освобождён от управления Томской епархией.

В 1936 году назначен архиепископом Олонецким (в управление епархией не вступал).

С 26 февраля 1936 года — архиепископ Ташкентский.

Арестован в 1937 году. Расстрелян в застенках внутренней тюрьмы УГБ НКВД УзССР 23 февраля 1938 года, в Ташкенте

Макарий (Гневушев) (1909—1914)

Епископ Мака́рий (в миру Михаи́л Васи́льевич Гне́вушев; сентябрь 1858, село Репьевка, Ардатовский уезд, Симбирская губерния — 4 сентября 1918, Смоленск) — епископ Русской православной церкви, епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.

Биография

В 1882 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (за работу об Александрийской церкви).

С 1882 года — преподаватель Киевско-Подольского духовного училища.

С 1883 года — наставник в Острожской учительской семинарии.

С 1885 года — преподаватель Киевского женского училища.

С 1890 года — преподаватель Киевской духовной семинарии. Прославился яркими проповедями и миссионерской деятельностью. В 1902 году был инициатором создания «Киевского педагогического общества взаимной помощи».

Придерживался правых политических взглядов. Принимал деятельное участие в монархическом движении в Киеве, являлся одним из лидеров черносотенного движения, в 1906—1908 годах был членом совета Киевского отдела Русской монархической партии (РМП), членом Киевского отдела Русского собрания. Выступал с резкими антисемитскими заявлениями. В 1906—1907 годах — руководитель Киевского союза русских рабочих.

Архимандрит и правый политик

В 1908 году, вскоре после смерти жены, принял монашество с именем Макарий. В этом же году был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем в Москву в Высоко-Петровский монастырь.

Принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического союза протоиерея Ивана Восторгова. Принимал участие в создании Братства Воскресения Христова, был членом правления братства. Был членом правления Русского Монархического Собрания, в котором часто выступал с докладами.

В 1909 году переведён настоятелем в Новоспасский монастырь в Москве. Большое внимание уделял организации общенародного пения во время богослужений, считая его средством повышения интереса прихожан к посещению храмов и борьбы с влиянием сектантов. Провёл капитальный ремонт Никольского храма монастыря, в ходе которого к нему был пристроен обширный зал. Такое обращение с памятником архитектуры вызвало жесткую критику со стороны Императорского Московского археологического общества. В ответ заявил, что среди археологов «ревность по „археологическим подробностям“ нередко доходит до своего рода идолопоклонства пред каждым древним кирпичом или каждой архитектурной завитушкой». Его деятельность в качестве настоятеля монастыря неоднократно критиковалась в газетах, на архимандрита подавали жалобы в Синод (в том числе с обвинениями в растрате монастырских денег и финансовых махинациях), но безрезультатно.

Был членом организационного комитета по созыву Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 года, выступал с приветственной речью при его открытии. В мае 1912 года — товарищ председателя Пятого Всероссийского съезда русских людей в Петербурге. В 1912 году — председатель предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Государственную думу.

Епископ

11 июля 1914 года был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.

В ноябре 1915 года выступал на совещании монархистов в Петрограде, был избран в состав Совета монархических съездов.

С января 1917 года епископ Орловский и Севский. 26 мая того же года уволен на покой и поселился в Смоленской губернии: сначала в Спасо-Авраамиевом монастыре Смоленска, затем в Спасо-Преображенском монастыре Вязьмы.

12 августа назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии[1].
Арест и мученическая кончина

22 августа 1918 года был арестован и отправлен в тюрьму Смоленска. 4 сентября 1918 года по обвинению в «организации белогвардейского восстания» расстрелян чекистами в пригороде Смоленска. По воспоминаниям его дочери, четырнадцать приговорённых к смерти были доставлены в пустынное место за Смоленском и построены спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с чётками горячо молился за каждого из казнимых. Он был застрелен последним.

Реабилитирован 14 апреля 1993 года Прокуратурой Смоленской области.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 году для общецерковного почитания.

Евфимий (Елиев) (1914—1918)

Епископ Евфимий (в миру Евстафий Платонович Елиев, 1846) — епископ Русской православной церкви, епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии.

Биография

В 1865 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и 9 сентября определён преподавателем духовного училища в Тифлисе.

5 января 1866 года рукоположен во иерея и приписан к Марининской Авлабарской церкви, где протоиереем и настоятелем был его отец.

С 5 января 1873 года был помощником смотрителя Тифлисского духовного училища, настоятелем церкви и законоучителем женского учебного заведения Св. Нины.

В 1880 году — законоучитель Тифлисской мужской гимназии.

В 1884 году возведён в сан протоиерея Сионского кафедрального собора в Тифлисе.

В 1891 году уволен от должности кафедрального протоиерея и от преподавания в гимназиях.

Цензор «Духовного вестника Грузинского экзархата» и журнала «Пастырь».

С 1892 года — член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы.

С 1 сентября 1902 года — настоятель Кашветской Георгиевской церкви в Тифлисе.

19 ноября 1903 года пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Тифлисского Преображенского монастыря.

Решением Святейшего Правительствующего Синода, по Всеподданнейшему докладу, который 26 ноября 1903 года был утверждён Императором Николаем II, архимандриту Евфимию определено было стать епископом Алавердским, вторым викарием Грузинской епархии, с сохранением за ним штатного содержания на должности члена Грузинско-Имеретинской Синодальной конторы.

31 ноября[источник не указан 167 дней] 1903 года хиротонисан во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александр-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), архиепископ Карталинский Алексий (Опоцкий), епископ Ямбургский Сергий (Страгородский), епископ Алекутский и Северо-Американский Тихон (Беллавин), Калужский и Боровский Вениамин (Муратовский) и Якутский и Вилюйский Никанор (Надеждин).

С 19 мая 1905 года — епископ Горийский, первый викарий Грузинской епархии.

В июне 1906 году участвовал в Комиссии Предсоборного Присутствия и, как не поддержавший крайних притязаний по вопросу Грузинской автокефалии, не мог возвратиться в Тифлис, а потому и назначен в Нижегородскую епархию.

С 10 ноября 1906 года — епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии.

29 мая 1909 года уволен на покой, согласно прошению.

С 2 июня 1909 года управлял, на правах настоятеля, Московским Заиконоспасским ставропигиальным монастырём.

28 октября 1911 года назначен на должность сверхштатного члена Московской Св. Синодальной Конторы.

В 1913 году упоминается настоятелем Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря.

С 15 июля 1914 года — наместник Московского Новоспасского монастыря.

Скончался в 1918 году. С 1918 года на территории Московского Новоспасского монастыря была размещена тюрьма для неугодных новой власти. По всей вероятности, в ней и скончался Преосвященный Евфимий.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, новомученица российская

Принцесса Гессенская Елизавета-Александра-Луиза-Алиса (в семье ее звали Эллой) родилась 20 октября (1 ноября) 1864 года в Дармштадте. Она была второй дочерью Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IY и внучкой английской королевы Виктории. В семье было семеро детей. Впоследствии одной из ее младших сестер, Алисе, было суждено стать супругой последнего Российского императора. Герцогство Гессенское переживало в годы детства Эллы нелегкий период: участие в австро-прусской войне разорило страну. 

Кирилл (Соколов) (конец 1917—1920)

Епископ Кирилл (в миру Виктор Иванович Соколов; 30 июля 1883, Московская епархия — 31 августа 1937) — епископ Русской православной церкви, епископ Пензенский.

Биография

19 августа 1911 года окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Определён преподавателем в Пермскую духовную семинарию по Гомилетике, Литургике и Практическому руководству для пастырей.

С 6 октября 1912 года — преподаватель Тифлисской духовной семинарии.

С 9 августа 1913 года — смотритель Лысковского духовного училища.

С 12 августа 1914 года — смотритель Вольского духовного училища, в сане иеромонаха.

С 20 января 1917 года — смотритель Купянского духовного училища.

В конце 1917 года был наместником Новоспасского монастыря в Москве в сане архимандрита.

9 декабря 1921 года хиротонисан во епископа Феодосийского, викария Екатеринославской епархии.

С 1922 года — епископ Любимский, викарий Ярославской епархии.

С 1924 года — епископ Нижнеудинский, викарий Иркутской епархии.

С 1925 года — епископ Ейский, викарий Ростовской епархии.

С 1926 года — епископ Саранский, викарий Пензенской епархии.

С 7 сентября 1927 года — епископ Краснослободский, викарий и управляющий Пензенской епархии.

С 24 августа 1928 года — епископ Пензенский.

С 13 января 1931 года в заключении.

Официально числился Пензенским до дня назначения нового епископа 21 ноября 1933 года.

Расстрелян 31 августа 1937 года.

Палладий (Добронравов) (1919—1922)

Епископ Палладий (в миру Николай Константинович Добронравов; 18 (30) ноября 1865, Могилёвская губерния — 1922, Москва) — епископ Русской православной церкви, епископ Сарапульский и Елабужский. Духовный писатель. Магистр богословия.

Биография

Родился 18 ноября 1865 году в семье коллежского советника Могилевской губернии.

В 1887 году по окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию.

В 1888 году пострижен в монашество и 25 декабря рукоположён во иеродиакона. 15 апреля 1890 году рукоположён во иеромонаха.

В 1891 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Коломенского духовного училища, а 2 октября того же года — смотрителем Звенигородского духовного училища.

С 1892 года — преподаватель Вологодской духовной семинарии.

С 1894 года — преподаватель Могилёвской духовной семинарии.

С 1896 года — преподаватель Тульской духовной семинарии.

В 1897 году возведён в сан архимандрита и назначен наблюдателем миссионерских курсов при Казанской духовной академии.

В 1899 году удостоен степени магистра богословия и определён ректором Литовской духовной семинарии. С 1901 года — синодальный ризничий.

6 декабря 1903 году хиротонисан во епископа Вольского. Хиротония состоялась в Саратове в Крестовой Церкви. Чин хиротонии совершали: епископ Саратовский Гермоген, епископ Тамбовский Иннокентий и другие.

С 28 ноября 1908 году — епископ Пермский и Соликамский.

В 1910 году участник в Предсъездной Комиссии Казанского Миссионерского съезда.

6 марта 1911 года «пермские ревнители блага Церкви и Государства поднесли Владыке драгоценную митру и благодарственный адрес». В том же месяце была открыта татарско-миссионерская школа имени о. Иоанна Кронштадтского для подготовки пастырей-миссионеров.

С 30 июля 1914 году — епископ Саратовский и Царицынский.

В годы Первой Мировой войны он, как и его предшественник епископ Алексий (Дородницын), призывал духовенство и верующих вспомнить о своем патриотическом долге, оказывать постоянную помощь больным и раненым воинам, их семьям, беженцам, прибывавшим в Саратовскую епархию из Западных губерний.

По инициативе Преосвященного Палладия практически при всех приходских храмах епархии были учреждены Сестричества по уходу за ранеными, постоянно объявлялись сборы средств для семей мобилизованных солдат. Был создан Епархиальный Комитет по устройства быта беженцев.

Забота Преосвященного Палладия распространялась и на беженцев, оказавшихся во время войны в Саратовской епархии. При участии епископа было открыто 4 приюта для беженцев и 67 школ для их детей.

С 25 августа 1917 года — епископ Сарапульский и Елабужский.

В 1919 году уволен на покой, согласно прошению. Жил в Москве и состоял настоятелем Новоспасского монастыря до его закрытия.

Скончался в 1922 году.

Павлин (Крошечкин) (1920—1921)

Архиепи́скоп Павли́н (в миру Пётр Кузьми́ч Крошечкин; 19 декабря 1879, село Керенково Мокшанского уезда Пензенской губернии — 3 ноября 1937, Кемеровская область) — епископ Православной Российской Церкви; с 16 июня 1933 года архиепископ Могилёвский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.

Евгений (Кобранов) (1922—1922)

Будущий владыка окончил Смоленское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию, Московскую духовную семинарию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1916—1917 гг. он слушал лекции на Восточном факультете Петроградского университета.

В 1917 Святейший Патриарх Тихон рукоположил Евгения во священника, и он служил в церкви Девяти мучеников, что в Девятинском переулке в Москве. В 1918—1922 гг. был помощником заведующего Музеем классического Востока. В 1921 отец Евгений принял монашеский постриг в Новоспасском монастыре. С 1921 он — архимандрит, наместник, затем настоятель монастыря. Одновременно о. Евгений был научным сотрудником музейного отдела Главнауки.

В 1921 он был арестован, но освобожден через две недели. В том же году был вторично арестован и сослан в Архангельск. В 1922—1923 о. Евгений недолго примыкал к обновленческому движению, но быстро отошел от него. В очередной раз его арестовали весной 1923 года, через 3,5 месяца оправдали Московским губернским судом и освободили. Вновь о. Евгения арестовали в конце 1923 г. Верующие пытались вступиться за него, направив письмо в адрес ОГПУ, в котором, в частности, говорилось: «Гражданин Кобранов получил известность и любовь простого народа, так как он учил нас не только крестить лоб, но и отличать зло от добра».

По постановлению Комиссии ОГПУ по административным высылкам от 28 марта 1924 о Евгений был приговорен к двум годам ссылки в Хиву, в ссылке занимался научными исследованиями. Освобожден досрочно в 1926 году и недолго служил в московском храме Троицы в Кожевниках.

В  1926 году о. Евгений был хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.  С 1927 года он — епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии. С декабря 1927 он — епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Владыка много проповедовал, читал лекции для детей, молодежи и взрослых, приводя примеры из произведений русских классиков, доказывая существование Бога и необходимость веры. Создал бесплатную благотворительную столовую для бедных, организовал сестричество для оказания помощи бедным, объявил сбор пожертвований на достройку храма и столовой в селе Горинское Мологского уезда.

В 1928 году владыка в составе группы архиереев Ярославской епархии подписал декларацию об отделении от митрополита Сергия (Страгородского), поддержав позицию своего епархиального архиерея митрополита Агафангела (Преображенского), и был запрещен Синодом в священнослужении. Но вскоре он подписал заявление о возвращении в молитвенное общение с митрополитом Сергием, и запрет на священнослужение был снят.

В 1928 году владыка был арестован в Ростове, обвинен в антисоветской агитации, религиозной обработке молодежи и присвоении административных функций (под последним понимались создание «сестричества», открытие столовой и др.) и был приговорён к трем годам ссылки в городе Кзыл-Орде в Казахстане. В октябре 1929 года он был привлечен к следствию по делу «Ярославского филиала Истинно-православной церкви» и вновь приговорен к трём годам ссылки.

С 1931 года владыка жил в Вологде под надзором. Он проводил богослужения на дому, собирал продукты и деньги для ссыльных священнослужителей, пытался устраивать на проживание и работу духовных лиц, вернувшихся из ссылки. Одновременно он работал над научными трудами — рукописями «Казахский народ», «Философия Оригена», «Вологодские святые», которые были изъяты при обыске в 1935.

В 1934 г. владыка Евгений был арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, в Чимкент. Там он собрал большую библиотеку, начал писать историю Чимкента, наладил переписку с отбывавшим ссылку по соседству в пос. Яны-Курган Казанским митрополитом Кириллом (Смирновым), подготовил для него историческую справку о возможности хранения и вкушения мирянами Святых Даров (что часто было необходимо в условиях гонений на священнослужителй и закрытия церквей), активно пытался убедить митрополита Кирилла и связанных с ним примириться с митрополитом Сергием.

Летом 1937 года владыка вновь был арестован по обвинению в создании «контрреволюционного центра из духовенства». Во время ареста у него отобрали рукописи «История города Чимкента», «Предки казахского народа». На допросе следователь потребовал от него дать показания о контрреволюционной деятельности. На это владыка ответил: «Контрреволюционной деятельностью я не занимаюсь и по этому вопросу показать ничего не могу». На следующем допросе, в условиях пыток и морального давления, он признал себя виновным и дал устраивающие следствие показания.

Постановлением Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 19 ноября 1937 владыка был приговорен к высшей мере наказания вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и митрополитом Кириллом (Смирновым) и расстрелян 20 ноября 1937 в Чимкенте.

Канонизирован Русской православной церковью за границей в 1981. В Русской православной церкви не был причислен к лику святых.