Подвижники благочестия XV — XVII вв.

Вассиан (Рыло) (1466—1468)

Архиепископ Вассиан Рыло (первая треть XV века — 23 марта 1481) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белоезерский.

Прославлен в лике святителя. Память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.
Биография

Родился в XV веке в Волоколамске (по Ростовской летописи — родился в 19 верстах от Ростова при реке Луше).

Был родственником преподобного Иосифа Волоцкого.

В юношеские годы он пришёл в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию († 1478) и стал его любимым учеником, а впоследствии написал его житие.

С 1455 года — игумен Троице-Сергиева монастыря. Вскоре по избрании своем он был отправлен святым митрополитом Московским Ионою для утверждения в Православии Киевской княгини Анастасии с детьми Симеоном и Михаилом. Свою миссию он выполнил с большим успехом.

В 1466 году был архимандритом Московского Новоспасского Спасо-Преображенского монастыря.

Участник посольства в Литву в 1458—1461 годы.

13 декабря 1467 года хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан архиепископа.

В 1479 году в Сергиевском монастыре он крестил у великого князя Иоанна III сына Василия.

Как человек деятельный и образованный, архиепископ Вассиан занимал видное место в политической жизни своего времени. Он воодушевлял князей на борьбу с татарами. Отличаясь характером миролюбивым, архиепископ Вассиан всегда стремился примирить между собой враждующих князей и, пользуясь своим большим авторитетом, достигал в этом деле успеха.

Современники характеризовали архиепископа Василия как архипастыря энергичного, образованного, начитанного и красноречивого. По красноречию архиепископ Вассиан считался «Демосфеном» своего времени.

Преосвященный Вассиан известен и литературной деятельностью. В 1480 году во время «Великого стояния на Угре», узнав об отступлении великого князя Ивана III в Кременец и переговорах с ханом Золотой Орды Ахматом, написал Ивану III в начале октября 1480 года пространное и убедительнейшее «Послание на Угру» о мужественном стоянии против татар, приводя ему многие примеры из Священного Писания и отечественных летописей. Это Послание по важности содержания занимало первое место из всех посланий духовных лиц в литературе времён правления Ивана III. Послание Вассиана, пронизанное патриотическими идеями, в XVI веке стало образцом для жанра посланий церковных деятелей царям.

Скончался 23 марта 1481 года.

 

Вассиан II (1569—1575)

Перейти к: навигация, поиск

Архиепископ Вассиан (ум. 21 мая 1575) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Казанский и Свияжский.

Первые сведения о нём относятся к 1558 году, когда он стал игуменом Костромского Ипатьевского Троицкого монастыря. При нём были построены сохранившиеся до наших дней зимняя Богородице-Рождественская церковь и трапезная Троицкого собора.

С 1569 года — архимандрит Новоспасского монастыря в Москве. При нём монастырь был окружён валом с мощной деревянной стеной.

Принимал участие в Соборе 1572 года, избравшего митрополита Антония и одобрившего четвёртый брак Ивана IV.

14 февраля 1575 года хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан архиепископа.

Прибыл в Казань 23 апреля 1575 года и уже через четыре недели, 21 мая 1575 года, скончался. Похоронен у северной стены Кафедрального Благовещенского собора.

 

Иов (1575—1581)

b_150_100_16777215_00_images_Podv_patriarch_job_of_moscow.jpgРодился около 1525 года в Старице в семье посадских людей.

Принял монашеский постриг в Старицком Успенском монастыре с имением Иов в честь Иова Многострадального. В обители Иов был духовно «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен»[1].

Впоследствии стал игуменом (с 1566 по 1571 год) Старицкого Успенского монастыря[2]. Так как Старица была одним из центров опричнины, привлёк внимание Ивана Грозного и в 1571 году его перевели в Москву в Симонов монастырь. В 1575 году стал архимандритом царского Новоспасского монастыря в Москве. С 1581 года епископ Коломенский. В Коломне был до 1586 года, когда был назначен архиепископом Ростовским.

С середины 1580-х годов близкий сподвижник Бориса Годунова; при его содействии возведён в митрополиты Московские (1586 год) и 26 января (по старому стилю; 5 февраля по новому стилю) 1589 года поставлен находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II в первые Патриархи Московские. В дальнейшем поддерживал политику Бориса. Из важных церковных событий его патриаршества — канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, распространение христианства в Поволжье, покорённом при Иване Грозном, и в Сибири, присоединённой как раз в годы правления Бориса Годунова.
Пётр Геллер. Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV

Смерть Годунова в 1605 году и победа Лжедмитрия I означала и падение Иова. Иов отказался признать самозванца сыном Ивана Грозного и требовал от москвичей верности Фёдору Борисовичу, Лжедмитрий и его сторонники, «которые государю изменили, а тому вору и богоотступнику последуют и именуют его князем Дмитрием» были преданы патриархом анафеме. Так как секретарём Иова некоторое время был Григорий Отрепьев, то исследователи, отождествляющие этого персонажа с Лжедмитрием I, объясняют стремление последнего поскорее удалить Иова из Москвы нежеланием разоблачения. Сам патриарх Иов в своих грамотах называл Лжедмитрия «расстрига, ведомый вор, в мире звали его Юшком Богданов сын Отрепьев, жил у Романовых во дворе и заворовался. …да и у меня, Иова Патриарха, во дворе для книжного письма побыл во дьяконах же. А после того сбежал с Москвы в Литву».[3] Иов был смещён с кафедры и заточён в монастырь в родной Старице ещё до прибытия самозванца в столицу, который направил указание «взять его там в приставы» и содержать «во озлоблении скорбнем». После убийства Фёдора Годунова Иова арестовали за богослужением в Успенском соборе Кремля, сорвали с него патриаршье облачение и как простого монаха отправили в изгнание. После изгнания Иова церковный собор избрал новым московским патриархом грека Игнатия, примкнувшего к сторонникам Лжедмитрия. Однако смена Патриархов не была законной: святитель Иов не был ни низложен, ни тем более лишен сана[4].

В Старице Иов прожил ещё два года, и умер в 1607 году. Перед смертью реабилитированный при Василии Шуйском посетил Москву, но по здоровью (совершенно ослеп) отказался от возвращения на патриарший престол и вернулся в Старицу где скончался 19 июня и был похоронен в Старицком Успенском монастыре[2]. В 1652 году останки Иова перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

По отзывам современников был «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая», наизусть читал Псалтирь, Апостол, Евангелие. Был традиционалистом и консерватором. После него остались написанные им «Завещание» и «Повесть о царе Фёдоре Иоанновиче» (панегирик, написанный после смерти царя, восхваляет его добродетели).

 

Иосиф I (1613—1619)

Архимандрит Иосиф — архимандрит Новоспасского монастыря в Москве с 1612 по 1616 годы,[1] известный по участию в земской думе 1613 года.

Среди прочих был послан 21 февраля спросить москвичей о выборе нового царя и затем (2 марта) в Ипатьевском монастыре к старице Марфе просить Михаила на царство.

 

 

 
 

Питирим (1654—1655)

b_150_100_16777215_00_images_Podv_pitirim.jpgПатриарх Питирим (?, Суздаль — 19 апреля 1673, Москва) — восьмой Патриарх Московский и всея Руси (июль 1672 — апрель 1673). Был приближенным Патриарха Никона, и после его низложения, Питирим был одним из претендентов на Патриарший престол. Однако его избрали только после смерти Патриарха Иоасафа II.

Биография

Был уроженцем города Суздаля, постриженником Спасо-Евфимиева монастыря. С 1650 года — архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В 1654 году переведен в Московский Новоспасский монастырь.

2 декабря 1655 Патриархом Никоном был поставлен митрополитом Сарским и Подонским. Сарский и Подонский митрополит имел епархию лишь на бумаге и фактически исполнял роль управляющего делами при патриархе.

Когда Никон оставил патриарший престол, как митрополит Сарский, стал исполнять его обязанности, но без титула Патриаршего Местоблюстителя; действовал без сношений с Никоном, но по «по государеву цареву указу».

В 1662, в Неделю православия, был торжественно анафематствован Никоном. Примечательно, что одна из «вин», вменявшихся ему Никоном, было самовольное поставление в мае 1661 года епископа Мстиславского Мефодия (бывший Нежинский протопоп Максим Филимонович) Блюстителем Киевской митрополии, которая тогда была в юрисдикции Константинопольского Патриархата, — вместо Лазаря Барановича

5 августа 1664 года митрополит Питирим был соборно избран «на высочайшую степень великого Нова Града и Великих Лук митрополита».

Во время суда над Никоном Питирим являлся одним из злейших врагов и грубейших обвинителей патриарха, надеясь, очевидно, занять после свержения Никона патриарший престол. Это ему не удалось; патриархом был избран Иоасаф.

Только 7 июля 1672 был возведён на патриарший престол, будучи уже весьма болен; к делам управления был призван митрополит Иоаким. В том же году крестил в Московском Чудовом монастыре будущего императора Российского Петра I.

Заступился (печалование) перед царем за боярыню Федосью Морозову и сестру её княгиню Евдокию Урусову, пребывавших в заточении за «сумасбродную лютость» в защите «старой веры», предлагая царю вернуть ей дом и имение; царь счёл предложение неуместным.
 19 апреля 1673 года Питирим скончался. Погребён в Успенском соборе Кремля.

 

Исаия (1697 — 23 июля 1699)

 

Митропролит Исаия (ум. 24 ноября 1720) — епископ Русской православной церкви, митрополит Нижегородский и Алатырский.
Биография

С 1697 года — архимандрит Московского Новоспасского монастыря.

23 июля 1699 года патриархом Адрианом хиротонисан во епископа Нижегородского с возведением в сан митрополита.

Отличался любовью к строительству и благоукрашению церквей. За 8 лет управления Нижегородской епархией им построена и освящена в 1702 году Георгиевская церковь. В этом же году построены церкви в монастырях Свято-Духовском и Живоносного Источника. Сама обитель Живоносного Источника была устроена митрополитом Исаию. В этой обители при освящении и после того митрополит получал исцеление от болезни. Устроенный в монастырской церкви источник подавал исцеление не одному Исаии, но и другим лицам, о чём сам митрополит составил описание.

Вместе с построением церквей старался и об украшении их приличною утварью. От него осталась в Спасо-Преображенском соборе вышитая по атласу плащаница. Самые лучшие митры и архиерейские облачения в Нижегородском кафедральном соборе называли Исаевскими.

2 сентября 1708 года был удалён от митрополии по царскому повелению, обвинённый боярином Мусиным-Пушкиным в приверженности к старине и обличённый в потворстве старообрядцам. По мнению исследователя М. С. Бугровой, настоящей причиной отстранения Исайи было его противостояние церковным реформам Петра I.

Отправлен на жительством в Кирилло-Белозерский монастырь, где и скончался 24 ноября 1720 года. Погребен в Кирилло-Белозерском монастыре.