Подвижники благочестия XIX века

Сергий (Крылов-Платонов) (14 июня 1811—1812)

Епископ Сергий (в миру Стефан Георгиевич Крылов-Платонов; 1768, Дмитров, Московская губерния — 18 (30) августа 1824) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Рязанский и Зарайский.
Биография

Родился в 1768 году в Дмитрове, Московской губернии, в семье причётника.

Образование получил в Тверской семинарии. С 4 сентября 1798 года  — учитель той же семинарии (история, красноречие, риторика и немецкий язык).

9 февраля 1801 года пострижен в монашество и вскоре рукоположён во иеродиакона. В 1802 году рукоположён во иеромонаха.

С 25 апреля 1804 года — префект Московской Славяно-Греко-Латинской академии и соборный иеромонах Московского Донского монастыря.

5 августа 1807 году возведён в сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря с оставлением в академии.

С 20 апреля 1808 года — ректор Московской академии и настоятель Заиконоспасского монастыря.

С 1 января 1810 года — ректор Петербургской академии и с 27 января — настоятель Новгородского Юрьева монастыря и присутствующий в Санкт-Петербургской консистории.

С 14 июня 1811 года — настоятель Новоспасского монастыря.

17 марта 1812 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского.

С 4 июня 1817 года — епископ Рязанский и Зарайский.

17 сентября 1819 года возведен в сан архиепископа.

Скончался 18 августа 1824 года.

Амвросий (Орнатский) (1812—1816)

Епископ Амвросий (в миру Андрей Антипович Орнатский; 1778, погост Чудь, Череповецкий уезд, Новгородская губерния — 26 декабря 1827 (7 января 1828), Кириллов, Новгородская губерния) — историк Русской православной церкви, автор семитомного труда «История российской иерархии», настоятель новгородского Антониева монастыря, ректор Новгородской духовной семинарии (1808), настоятель новгородского Юрьева монастыря (1811), настоятель московского Новоспасского монастыря (1812), епископ Старорусский, викарий Новгородской митрополии (1816), епископ Пензенский и Саратовский (1819—1825), кавалер ордена Святой Анны 2-й степени.

Семья и образование

Родился в селе Чуди в семье дьякона Антипа Григорьева и Акулины Макаровой, дочери дьякона. Фамилию Орнатский получил первым в роду (до конца XVIII века российское православное духовенство оставалось бесфамильным) при окончании семинарии или академии. Впоследствии он «передаст» свою фамилию ставшим священниками двоюродным племянникам (по матери): Платону Иосифовичу (деду Философа и Иоанна Орнатских), Иоанну Михайловичу (деду епископа Семиреченского Пимена и Василия Белоликова) и их братьям.

В 1792 окончил Кирилловское духовное училище, затем — Главную духовную семинарию и Александро-Невскую академию (1800), после чего стал преподавателем Новгородской духовной семинарии.

Научная и церковная деятельность

16 июля 1805 Андрей постригся в монашество, приняв имя Ам­вросия. Он переводит с латыни неопубликованный труд, сочинённый ещё в 1730-e гг. Амвросий исправляет рукопись, вооружившись летописями, документами из портфеля Н. Н. Бантыш-Каменского. В марте 1812 о. Амвросия назначают настоятелем московского Новоспасского монастыря и одновременно председателем комитета духовной цензуры. В начале 1813 Синод возложил на о. Амвросия ответ­ственную работу по «возобновлению московс­ких монастырей, поврежденных французами».

Между всеми этими важными делами о. Амвросий продолжал работу — писал и публико­вал «Историю российской иерархии». После­дняя, седьмая книга вышла в 1815.

9 ноября 1819 года был назначен епископом Пензенским и Саратовским, но 11 января 1825 подал прошение об отставке «с дозволением иметь […] пребывание в Кирилло-Белозерском […] монастыре». По увольнении ему была назначена пенсия «для безбедного содержания и в пособие к изданию возложенной на него Св. Синодом книги» по 2000 рублей в год.

26 декабря 1827 (7 января 1828) преосвященный Амвросий скончался и погребён в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря.

Филарет (Дроздов) (март 1816—1819)

Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26 декабря 1782 [6 января 1783], Коломна, Московская губерния — 19 ноября [1 декабря] 1867, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член (1827—1841) Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века.

В 1994 году Русской Православной Церковью прославлен в лике святых в святительском чине.

Детство и образование

Василий Дроздов родился рано утром 26 декабря (второй день Рождества) 1782 года в семье диакона Успенского кафедрального собора в Коломне. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Дед по матери был протоиереем Богоявленской церкви. Двоюродный праправнук митрополита Филарета — Николай Николаевич Дроздов — ведущий телепередачи «В мире животных».

Отец будущего митрополита — Михаил Фёдорович — женился 10 января 1782 года на Евдокии Никитичне, которой ещё не было полных 16 лет; 6 февраля того же года был поставлен диаконом Успенского собора, но жил вначале у своего тестя, при Богоявленской церкви, где и родился младенец. Василий Дроздов, нареченный в честь свт. Василия Великого, родился на 2 недели ранее срока; крещён в Богоявленской церкви 1 января 1783, в день памяти означенного святого. В феврале семья переехала в дом (ныне ул. Толстикова, 52) при церкви Троицы, что в Ямской Слободе, к которой был определён священником отец Михаил.

Отец Михаил также преподавал в Коломенской семинарии и им была собрана богатая домашняя библиотека. Когда наступило время обучать отрока Василия грамоте, он переселился в дом своих родителей.

20 декабря 1791 года, 9-ти лет, отдан учиться в Коломенскую семинарию. В 1799 году, в одно время с упразднением Коломенской епархии, закрыта была и Коломенская семинария. Бывшим её учеником было дозволено поступить в духовные учебные заведения Московской епархии. По совету отца Василий Дроздов сдал испытательный экзамен и в марте 1800 года зачислен в философский класс Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде.

Вскоре, проявив изрядные способности в изучении языков и риторики, обратил на себя внимание устроителя и патрона семинарии митрополита Платона (Левшина), который проявлял к Дроздову явное благоволение и покровительство. Окончил семинарию в ноябре 1803 года и был назначен преподавателем греческого и еврейского языков. В 1806 году Дроздов стал учителем поэзии; с 1808 года — высшего красноречия и риторики.

В августе 1804 года Василию Михайловичу представился случай побывать в родном городе. В Коломенском Успенском соборе заканчивалась роспись, и туда ожидали на обновление храма митрополита Платона.

Казалось бы, чем больше росло в нём самосознание взрослого человека, тем сильнее должно было бы возрастать чувство самостоятельности, но наблюдается нечто обратное… и всякий раз, когда перед ним встают те или иные материальные или моральные затруднения, он немедленно обращается за советом к своему родителю.

С августа 1806 года Василий Михайлович был назначен проповедником.

Монашеский постриг

В 1806 году митрополит Платон, верный своему обыкновению склонять учащихся и наставников к принятию монашества, советовал Дроздову принять постриг. Василий Михайлович долго колебался, советовался с родителем, который отвечал: «…Всё зависит от способностей и склонностей каждого. Их можно знать самому…»

Батюшка! Василья скоро не будет; но вы не лишитесь сына: сына, который понимает, что Вам обязан более, нежели жизнью, чувствует важность воспитания, знает цену Вашего сердца.

16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном был пострижен в монашество с именем Филарет, в честь праведного Филарета Милостивого.

Хиротония и ректорство

21 ноября 1808 года митрополитом Платоном рукоположён во иеродиакона.

В 1809 году, уже в сане иеродиакона, был переведён в Петербург; 28 марта того же года рукоположён во иеромонаха.

30 июня 1811 года «Всемилостивейше пожалован, за отличие в проповедывании Слова Божия» наперсным крестом с драгоценными камнями[1].

8 июля 1811 года возведён в сан архимандрита.

11 марта 1812 года определён ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и профессором Богословских наук; оставался в должности до 1819; радикально модернизировал программу преподаваемых дисциплин.

Был близким помощником и союзником митрополита Новгородского и С.-Петербургского Амвросия (Подобедова), что вызывало недружелюбие другого влиятельного при царском дворе иерарха того времени — честолюбивого и светски образованного архиепископа Калужского (впоследствии Рязанского) Феофилакта (Русанова), домогавшегося столичной кафедры и бывшего с 29 ноября 1807 года членом новоучреждённого при Святейшем Синоде «Комитета о усовершении духовных училищ» (с 26 июня 1808 году «Комиссии духовных училищ»), который находился в фактическом ведении влиятельного реформатора М. М. Сперанского.

27 марта 1812 года определён настоятелем новгородского Юрьева монастыря; в марта 1816 года — московского Новоспасского монастыря — с оставлением при Академии.

Зимой 1816 года заболел его отец. Филарет горячо молился о нём; как рассказывал сам Филарет, «нечто неведомое» подало ему весть о смерти отца. Вскоре из Коломны пришло подтверждение: 18 января скончался протоиерей Михаил Дроздов.

Да будет воля Его во всем! Должно и всем готовится вслед за тем, о ком теперь проливаем слезы. Господь наш, сущий воскресение и Жизнь, да дарует ему и нам благодать узреть друг друга в воскресении жизни! Письмо Филарета матери.

Отец святителя был похоронен на Петропавловском кладбище Коломны.

Епископство

23 июля 1817 года, по представлению митрополита Амвросия (Подобедова), ему было повелено быть епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырём.

5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры был хиротонисан во епископа.

В марте 1819 году был назначен на Тверскую кафедру в сане архиепископа; тогда же стал членом Святейшего Синода. С 1842 года и до самой смерти, оставаясь синодальным членом, ввиду своей размолвки с Обер-прокурором Н. А. Протасовым, не был вызываем для заседания в Синоде, равно как и другой видный иерарх того времени митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров)[2].
На Московской кафедре

Митрополит Филарет

3 июля 1821 года был назначен на Московскую кафедру.

Сыграл ключевую роль в совершении акта престолонаследия от Александра I к Николаю I. Послужной список Высокопреосвященнейшего Филарета гласит:

По случаю восшествия <…> Императора Николая Павловича на прародительский престол, вследствие представления Его Величеству описания открытия хранившегося в Успенском соборе акта <…> Императора Александра Павловича, Всемилостивейше пожалован бриллиантовым крестом, для ношения на клобуке.[3]

22 августа 1826 года в Москве участвовал в совершении чина Священного коронования императора Николая I[4][5]; в тот же день был возведён в сан митрополита.

В 1828 году дал благословение на перестройку Коломенской церкви Михаила Архангела по проекту архитектора М. Ф. Шестакова. 2 сентября 1833 года им была освящена перестроенная теплая церковь преподобного Сергия в коломенском Старо-Голутвине монастыре.

Имел непростые отношения с Императором Николаем I[6], что было в основном обусловлено многочисленными донесениями Императору, в которых московский святитель обвинялся в политической неблагонадёжности. Одним из поводов для таких мнений дали два его слова, сказанные им в сентябре и начале октября 1830 года в Москве в условиях эпидемии холеры[7][8]; проповеди говорили о прегрешениях ветхозаветного царя Давида, за которые Израилю были посланы испытания и кары, — в чём многие тогда усмотрели критику нового Императора. Тем не менее, 19 апреля 1831 года «за ревностное и многодеятельное служение в Архипастырском сане, достойно носимом, и притом многие похвальные подвиги и труды на пользу Церкви и Государства, постоянно оказываемые, Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Ап. Андрея Первозванного»[9].

В августе 1837 года — в день 25-летия Бородинского сражения участвовал в торжественной закладке грандиозного Храма Христа Спасителя, а позднее активно содействовал его возведению.

26 марта 1839 года сопричислен к ордену Св. Равноапостольного князя Владимира первой степени Большого креста[9].

3 апреля 1849 года «за неусыпные попечения о вверенной Епархии, при многолетней опытности и назидательном проповедании слова истины, которые являют просвещённо-ревностного Пастыря стада Христова, и уважая сии отличные достоинства и неутомимо совершаемые в пользу православной Церкви и Отечества подвиги, Всемилостивейше пожалован алмазными знаками ордена Св. Андрея Первозванного»[10].

Освятил десятки московских храмов, построенных и реконструированных по его благословению, в том числе 18 октября 1853 года — храм Богоявления в Елохове.

26 августа 1856 года совершил священное коронование Александра II.

В конце 1850-х, когда в повестку государственных дел был поставлен вопрос о крестьянской реформе, был против отмены крепостного права[11]; император Александр Николаевич, тем не менее, настоял на том, чтобы окончательная редакция Высочайшего Манифеста 19 февраля 1861 года была выработана им[12], чему он был вынужден подчиниться, значительно сократив прежнюю редакцию текста и изъяв из него ряд эмоционально-радостных оборотов[13].

5 августа 1867 года, в день пятидесятилетия служения в епископском сане, Высочайшим рескриптом за многолетнюю просветительскую, благотворительную и пастырскую деятельность м-ту Филарету предоставлено право, по киевскому обычаю, предношения креста в священнослужении, ношение креста на митре и двух панагий на персях. При сем Всемилостивейше пожалована украшенная драгоценными каменьями панагия на бриллиантовой цепочке с изображением на оборотной стороне вензелей Его Величества и двоих предшественников Его, при которых проходил своё служение, и с надписью вокруг неё: «Преосвященному Митрополиту Филарету, в память пятидесятилетнего служения Церкви и Отечеству, 5-го Августа 1817 — 5 Августа 1867 г., в царствование Александра I, Николая I и Александра II»; а в вознаграждение заслуг собственно государственных пожалованы портреты Императора Александра II и двух Его предшественников, соединённые вместе, осыпанные бриллиантами и украшенные большою императорскою короною.

Русский перевод Священного Писания

Во время работы в Санкт-Петербургской Духовной академии им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Филарет вступил в Российское Библейское общество сразу же по его основании и оставался его членом до конца, то есть до официального запрещения общества в 1826 году. С 1814 года — директор Общества; с 1816 года — вице-президент. Для Библейского общества он перевёл на русский язык Евангелие от Иоанна. Ему было поручено наблюдение над изданием первой славяно-русской билингвы Четвероевангелия (СПб., 1819). Он же написал предисловие к русскому переводу Псалтири (1822), сделанному прот. Павским в сотрудничестве с Филаретом. В 1823 году вышло издание полного русского Нового Завета с предисловием Филарета. Ему также принадлежат Таблицы чтений из Свящ. Писания, церковной и гражданской печати (СПб., 1819), предназначенные для учебных целей. Столь деятельное участие Филарета в трудах Общества вооружило против него противников русского перевода Библии, в особенности архимандрита Фотия (Спасского) и митрополита Серафима (Глаголевского).

По воцарении Николая I и водворении в политике и народном просвещении «обратного хода» Библейское общество было закрыто; дело перевода Священного Писания было приостановлено.

Только в 1856 году Филарет смог вновь поднять в Святейшем Синоде вопрос о русском переводе Библии. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), хотя и был другом московского святителя, открыто выступил против «русской Библии». Александр II распорядился ознакомить Филарета Московского с доводами Киевского митрополита. В ответ на них Филарет составил записку в защиту русского перевода. Он указывал, что русский язык не уступает славянскому в выразительности, что отцы Церкви и вся ранняя Церковь держались Септуагинты, потому что в то время греческий язык был наиболее распространенным в Империи. Далее, Филарет отмечал, что церковнославянский текст Библии содержит много непонятного не только для простого народа, но и для рядового духовенства. Предложение м-та Киевского частично русифицировать церковнославянский текст Филарет отверг, полагая, что подобная полумера только внесет путаницу. Подводя итог, митрополит писал, что «православная Российская Церковь не должна лишать православный народ чтения слова Божия на языке современном, общевразумительном, ибо такое лишение было бы несообразно с учением святых отец и духом восточно-кафолической церкви, с духовным благом православного народа». Он выразил сожаление, что вынужден «входить в состязание» по вопросу столь очевидному и полемизировать с «досточтимым мужем», то есть Филаретом Киевским.

Мнение Московского святителя оказалось решающим, и дело русского перевода Священного Писания получило ход.

Велик вклад м-та Филарета в выработку принципов перевода. Ещё в 1845 году он обосновал необходимость использования масоретского текста при переводе. Однако его статья по данному вопросу (О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого Семидесяти толковников и славянского переводов Свящ. Писания) вышла лишь при Александре II (М., 1858). В ней Филарет, указывая на римскую тенденцию следовать только Вульгате и протестантскую, которая при переводе Ветхого Завета ориентировалась лишь на еврейский текст, предлагал принимать во внимание как Септуагинту, так и масоретский текст. Греческий перевод важен, ибо «в нём можно видеть зеркало текста еврейского: каков он был за двести и более лет до Рождества Христова». Наряду с тем, по мнению Филарета, высокую ценность имеет и церковнославянский перевод, поскольку он — один из древнейших в Европе. Такой синтетический принцип перевода был положен в основу работы синодальных переводчиков Библии.

Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины.

Кончина

По преданию, незадолго до смерти Святителю во сне явился отец, сказавший ему: береги 19-е число. С тех пор митрополит Филарет 19-го числа каждого месяца старался обязательно служить Литургию.

19 ноября 1867 года, после совершенной им с особым чувством и слезами Литургии, Филарет принимал в своих покоях нового Московского губернатора и беседовал с ним довольно долго. Перед обедом сел заниматься письменными делами. Через 10 минут пришли напомнить ему об обеде и нашли его коленопреклоненным с опершимися в пол руками. Он уже не мог говорить, и на исходе второго часа скончался. О его смерти возвестили двенадцать ударов большого колокола Иоанновской колокольни.

Он был погребен в дорогой его сердцу Троице-Сергиевой Лавре, в пристроенном по его благословению к храму Сошествия Св. Духа приделе св. Филарета Милостивого.
Прославление и открытие мощей

В последние годы святительства митрополит Филарет пользовался огромным авторитетом в Церкви; память его была почитаема по смерти. В 1883 году в Москве праздновался столетний юбилей со дня рождения московского владыки. Основные торжества проходили в Чудовом монастыре в Кремле.

Реставрация Троице-Сергиевой Лавры в конце 1930-х гг. началась с разборки позднейших обстроек церкви Сошествия Св. Духа, включая Филаретовский придел.

После передачи Троице-Сергиевой Лавры Московской Патриархии в Патриарших покоях был освящен домовой храм во имя св. Филарета Милостивого. В день ангела митрополита, 1/14 декабря, в Московской Духовной академии стали устраиваться Филаретовские вечера.

В 1994 году Архиерейским собором Русской Церкви святитель Филарет был причислен к лику святых; память — 19 ноября по юлианскому календарю.

9 июня 2004 года — в прямое нарушение воли святителя — состоялось перенесение мощей митрополита Филарета из Троице-Сергиевой Лавры в кафедральный собор Рождества Христова в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.

В честь святителя Филарета освящен престол нижнего храма домовой церкви святой мученицы Татианы при МГУ.

В конце XIX века в Коломне действовало братство во имя свт. Филарета Милостивого, тезоименитого святого Митрополиту Московскому.

В 1996 года близ храма святых апостолов Петра и Павла в Мемориальном парке Коломны был поставлен памятный крест погребенным здесь родственникам святителя Филарета.

Считается небесным покровителем Коломны.

Оценка современников

Как человек незаурядный, Филарет вызывал у современников разные чувства и суждения о себе. Консерваторы считали Филарета масоном и тайным протестантом, называя «якобинцем в богословии» и «карбонарием»; либералы, напротив, видели в нём обскуранта.

Партия А. С. Шишкова и Аракчеева считала Катихизис Филарета вредной книгой, в частности, из-за того, что в его первоначальной редакции цитаты из Священного Писания приводились по-русски. В результате выход Катихизиса был временно приостановлен. С другой стороны реформаторы усматривали в Катихизисе мертвящую схоластику.

Филарет называл Библию «единым чистым и достаточным источником учения веры», что давало повод критикам усматривать в таком подходе протестантскую тенденцию. Характерно, что первоначальная редакция Катихизиса не содержала раздела о Священном Предании. Филарет не считал правильным ставить знак равенства между Библией и святыми Отцами.

Кирилл (Богословский-Платонов) (1819—1824)

Архиепископ Кирилл (в миру Константин Лукьянович Богословский-Платонов; 14 (25) мая 1788, Воздвиженское — 8 (20) марта 1841, Санкт-Петербург) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Подольский и Брацлавский.

Биография

Родился 14 мая 1788 года в селе Воздвиженском (возле Троице-Сергиевой лавры) в семье священника.

Учился в Троице-Сергиевой духовной семинарии.

После смерти отца в 1806 году состоял стипендиатом митрополита Платона (Левшина).

В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1814 году окончил курс духовной академии со степенью магистра и оставлен в ней бакалавром.

28 августа 1814 года пострижен в монашество.

В 1817 году назначен ректором Полтавской духовной семинарии и в том же году 29 июня — архимандритом-настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского Лубенского монастыря.

С 1819 года — ректор Московской духовной академии и настоятель Московского Новоспасского монастыря.

В 1822 году получил ученую степень доктора богословия.

Уже в годы ректорско-преподавательской деятельности он активный участник в деле перевода на русский язык Священного Писания. Он первый начал читать на русском языке свои лекции по догматическому богословию.

С 26 октября 1824 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.

Вступив на пост архипастырского служения, преосвященный Кирилл зарекомендовал себя пастырем милостивым, отечески нежным к сиротам, чутким к бедным, снисходительным к немощам и заблуждениям своих чад, христиански терпеливым и справедливым, близким и доступным в общении для всех.

26 марта 1827 года назначен епископом Вятским и Слободским.

В Вятской епархии он заботился о распространении Православия в среде иноверного населения. Он основал четыре школы для вотяков и поручил перевести для них Евангелие.Архиепископ Кирилл известен и как усердный миссионер. В Вятской епархии он заботился о распространении Православия в среде иноверного населения. Он основал четыре школы для вотяков и поручил перевести для них Евангелие.

24 января 1832 года возведен в сан архиепископа Подольского и Брацлавского.

Стремился устранить всякие нестроения епархиальной жизни, заботился об улучшении православного богослужения, построении церквей и благоустройстве бедных монастырей и духовных учебных заведений, стремился улучшить материальное положение духовенства и низших клириков. Особенно не любил тяжб между духовенством, все споры решал быстро и справедливо, старался всех примирить. О нем сохранились даже особые поговорки: «Кирилл всех мирил», «Кирилл милости творил».

Преосвященный Кирилл находился в самых близких отношениях с митрополитом Московским Филаретом и пользовался большим расположением этого знаменитого иерарха. Сохранилось сорок писем митрополита Филарета к преосвященному Кириллу, в которых московский святитель давал преосвященному свои советы и наставления по различным жизненным вопросам.

В личной жизни он был строгим аскетом. По средам и пятницам ничего не вкушал, кроме просфоры и чая. Все деньги раздавал бедным. В последние дни жизни в Санкт-Петербурге он не имел денег даже на покупку недорогого лекарства.

Как архипастырь преосвященный Кирилл был замечательным проповедником. Его богослужения и проповеди привлекали массы слушателей, в числе которых бывали католики, представители Польского общества и даже евреи.

Скончался 8 марта 1841 года в Санкт-Петербурге, куда был вызван для присутствия в Святейшем Синоде.

Погребён в Александро-Невской лавре в Златоустовской церкви.

По своей разнообразной церковно-административной и духовно-просветительской деятельности преосвященный Кирилл оставил о себе память как о выдающемся архипастыре.

Агапит II (Введенский) (1852—1877)

Архимандрит Агапит (в миру Пётр Иванович Введенский; 1799, селоКозлятьево, Покровский уезд, Владимирская губерния — 28 мая 1877, Москва) — архимандрит Ново-Спасского монастыря в Москве и член Московской синодальной конторы.

Биография

Родился в семье священника. После семинарского курса он окончил курс магистром вМосковской духовной академии в 1828 году.

Постригся и был инспектором Владимирской семинарии, а с 1834 по 1842 год ректоромВифанской семинарии.

В 1842 году он отказался от училищных должностей, как объяснял митрополит Филарет в донесении Св. Синоду, частью по нездоровью, частью по любви к жизни собственно монастырской.

7 августа 1852 года переведён из Иосифова Волоколамского в Новоспасский монастырь, с назначением членом синодальной конторы и благочинным ставропигиальных монастырей.

В 1856 году участвовал в короновании Императора Александра ІІ. Тогда же возникло предположение об избрании его в епископы, но он отклонил это предложение, а митрополит Филарет писал, что если бы избрание совершилось, то не надолго, потому что он подвержен природной застенчивости, по которой с затруднением произносит поучение в большом собрании, «хотя я предварительно уверяю его, что поучение назидательно и достойно занять внимание слушателей». Св. Синодом поручено было Агапиту исправление 1-й части «Истории Российской иерархии»; но что сделано им по этому поручению — неизвестно. В 1858 году, по поводу предположенного, по Высочайшему повелению, возобновления в Новоспасском монастыре гробниц предков Его Величества, он представил митрополиту «Список предков царствующего дома Романовых, с определением мест, где кто из них почивает в Новоспасском монастыре».

Агапит вёл строжайшую постническую жизнь. Строгий исполнитель монашеского устава, преследовавший неумолимо небрежность в богослужении и выполнении долга, Агапит отдавал все, что мог, неимущим.

Скончался 28 мая 1877 года после продолжительной болезни. Погребён под папертью собора Новоспасского монастыря в заранее приготовленной им могиле.

Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский

Епископ Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский; 8 (20) сентября 1804, Кострома — 19 апреля (1 мая) 1885, Москва) — епископ Чигиринский, викарий Киевской митрополии. Русский востоковед, византолог и археолог.

Биография

Родился в 1804 году в Костроме в семье причётника, обучался в Костромской духовной семинарии.

В 1829 году закончил Санкт-петербургскую духовную академию и в том же году пострижен в монашество с именем Порфирий.

1 июля 1831 года получил степень магистра богословия и 2 июля был назначен законоучителем Ришельевского лицея в Одессе.

1 мая 1834 года стал настоятелем второклассного Успенского монастыря в Одессе, а 20 мая был возведен в сан архимандрита.

18 июля 1838 года был назначен ректором Херсонской Духовной семинарии.

15 ноября 1840 года назначен настоятелем посольской церкви в Вене. За время пребывания там архимандрит Порфирий овладел немецким языком и организовал научную экспедицию в Далмацию с целью изучению быта и письменности юго-западных славян.

14 ноября 1842 года, согласно решению Святейшего Синода, «по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами нашими», о. Порфирий был отправлен в Иерусалим для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии.

Монастырь святой Екатерины, литография рисунка архимандрита Порфирия, 1857 год

Архимандрит Порфирий был инициатором, организатором и первым начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1847 году был назначен начальником миссии. Из Иерусалима с научными целями отправился на Афон и Синай (монастырь Святой Екатерины). В 1845 году в Синайском монастыре он видел Синайский кодекс вместе с листами, которых Тишендорф не видел в 1844 году.

Вывез с Востока в Россию обширную коллекцию древних книг и рукописей в том числе так называемое Евангелие Успенского, Порфирианский кодекс, Кодекс 080, а также несколько икон доиконоборчекой эпохи из Синайского монастыря, которые завещал церковно-археологическому кабинету Киевской духовной академии (с 1940 года иконы находятся в собрании киевского музея западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко).

Шестилетнее пребывание архимандрита Порфирия в Иерусалиме во главе первой Русской Духовной Миссии оборвала начавшаяся в октябре 1853 года русско-турецкая война: 8 мая 1854 года он выехал из Иерусалима.

В 1861 году вернулся из своего третьего путешествия на восток и больше не покидал Россию.

В 1865 году рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

В 1868 году перевёл на русский язык Ерминию Дионисия Фурноаграфиота. В 1878 году назначен членом Синодальной конторы в Москве с пребыванием в Новоспасском монастыре.
Одна из четырёх ранних энкаустических икон, перевезённых Порфирием с Синая в Киев

В 1878 году ушёл на покой, болел. Скончался в 1885 году и был погребён в Новоспасском монастыре.

Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский

Епископ Пе́тр (в миру Фёдор Алексеевич Екатериновский; 1820, Саратовская губерния — 1889) — епископ Томский и Семипалатинский (1876—1883), епископ Уфимский и Мензелинский (1869—1876), епископ Якутский (1866—1867), духовный писатель.

Биография

Родился в Саратовской губернии в семье священника.

Первоначально обучался в Саратовской духовной семинарии, потом поступил в Московскую духовную академию.

12 октября 1841 года пострижен в монашество; 19 октября рукоположен во иеродиакона. С 30 июля 1844 года — иеромонах.

12 декабря 1844 года по окончании духовной академии определён учителем Иркутской духовной семинарии.

15 ноября 1845 года удостоен ученой степени кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской духовной семинарии.

6 октября 1852 года возведён в сан архимандрита.

16 октября 1855 года назначен ректором Иркутской духовной семинарии.

С 15 января 1857 года — ректор Новоархангельской духовной семинарии на острове Ситхе.

29 марта 1859 года хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии.

9 ноября 1866 года перемещен епископом Якутским, викарием той же епархии.

3 июля 1867 года уволен на покой по болезни.

С 13 октября 1867 года — член Московской Синодальной конторы и управляющий Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем.

4 апреля 1869 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским.

С 19 ноября 1876 года — епископ Томский и Семипалатинский.

9 июля 1883 года вторично уволен на покой в Оптину пустынь Калужской епархии.

С 11 февраля 1885 года управлял Московским Заиконоспасским монастырём.

10 июля того же года назначен членом Московской Синодальной конторы, а 9 августа — управляющим Московским Новоспасским монастырём.

Скончался 27 мая 1889 года.

Нестор (Метаниев) (1889—1894)

Епископ Нестор (в миру Алексей Сергеевич Метаниев; 1830, Новосильцево, Вольский район, Саратовская губерния — 25 июля 1910) — епископ Русской православной церкви, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. Духовный писатель, магистр Казанской духовной академии.

Биография

Cын священника села Новосильцева Вольского уезда Саратовской губернии.

В 1850 году окончил Саратовскую духовную семинарию.

В 1854 году Казанскую духовную академию и определён помощником ректора в Кавказскую духовную семинарию в Ставрополе.

20 апреля 1855 году утверждён в степени магистра богословия.

28 сентября 1862 года пострижен в монашество. 25 марта 1863 года рукоположен во иеродиакона, 27 марта — во иеромонаха и 23 апреля назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии.

20 декабря 1866 года назначен ректором Смоленской семинарии.

5 февраля 1867 года возведён в сан архимандрита.

17 апреля 1877 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии.

С 8 сентября 1880 года — епископ Выборгский, викарий Финляндской епархии.

С 31 октября 1881 года — епископ Смоленский и Дорогобужский.

Будучи в Смоленске открыл внебогослужебные собеседования в церквах и самого Смоленска и епархии.

В 1883 году открыл епархиальная библиотека. В 1885 году — создал Братство преподобного Авраамия Смоленского чудотворца.

С 16 декабря 1889 года уволен от управления епархией и назначен членом Московской Синодальной Конторы и настоятелем Новоспасского монастыря в Москве.

С 29 января 1894 года — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.

С 1895 года — почетный член Казанской духовной академии.

8 июня 1901 года уволен на покой с проживанием в Московском Новоспасском монастыре.

С 5 декабря 1908 года уволен от должности штатного члена Московской Синода Конторы, вследствие преклонных лет.

Последние годы — молитвенный монашеский подвиг, практически полный разрыв с миром. Не угасавшие умственные интересы он поддерживал чтением академических изданий и газет. 1 марта 1909 года его поразил паралич, отнялись правая рука и нога. Началось медленное, беспомощное, страдальчески-болезненное умирание.

Скончался 25 июля 1910 года. Погребен под собором Новоспасского монастыря.

Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский

Епископ Анатолий (в миру Александр Андреевич Станкевич; 1821 — 23 января 1903, Москва) — епископ Русской православной церкви, епископ Калужский и Боровский.

Биография

Родился в 1821 году в семье священника Минской епархии.

В 1843 году окончил Литовскую духовную семинарию в Вильно.

2 апреля 1844 года рукоположён во священника.

Овдовев, 5 декабря 1848 года пострижен в монашество. В этом же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую в 1853 году окончил со степенью магистра богословия и назначен инспектором Минской духовной семинарии.

6 января 1856 года возведён в сан игумена.

5 августа 1860 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полоцкой семинарии.

С 4 апреля 1861 года — настоятель Витебского Маркова монастыря.

С 13 марта 1867 года — настоятель Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря и с 1868 года смотритель Новгород-Северского духовного училища.

С 29 апреля 1876 года — преподаватель Симбирской духовной семинарии.

С 9 января 1879 года — настоятель посольской церкви в Афинах.

В Афинах проявил особенную деятельность. Устроил при посольской церкви училище для русских детей и образовал при Посольской миссии ученый ареопаг из русских и греков.

25 мая 1886 года хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии.

С 24 апреля 1887 года — епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии.

С 12 июля 1890 года — епископ Уманский, викарий Киевской епархии.

С 29 сентября 1892 года — епископ Калужский и Боровский.

29 января 1894 года уволен от управления епархией и назначен членом Московской Синодальной Консистории и настоятелем Заиконоспасского монастыря.

В 1898 году 20 декабря уволен от управления монастырём.

Пользовался любовью и уважением за благолепное служение в церкви, за трогательное чтение Евангелия (особенно в Страстную Неделю), за поучительные и разумные проповеди, которые он говорил всегда наизусть.

Пожертвовал две древнейшие пергаментные эфиопские рукописи в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

Скончался 23 января 1903 года на покое в Московском Ново-Спасском монастыре, но погребен не в Москве.