Подвижники благочестия XVIII века

Иларион (Властелинский) (1701—1702)

Митрополит Иларион (Властелинский или Властевинский; ум. 4 апреля 1720) — епископ Русской православной церкви, митрополит Белгородский и Обоянский (1711—1720), митрополит Сарский и Подонский (1703—1711).

О преосвященном Иларионе сведений сохранилось немного.

С 23 июля 1699 года — архимандрит Московского Новоспасского монастыря из числа патриарших иеромонахов.

6 января 1701 года перемещен в Троице-Сергиев монастырь Московской епархии.

21 марта 1703 года хиротонисан во епископа Крутицкого с возведением в сан митрополита и назывался митрополитом Сарским и Подонским и Козельским.

11 марта 1711 года перемещен на Белгородскую епархию, которой управлял в течение 9 лет.

Умер 4 апреля 1720 года от моровой язвы. Погребён в Белгороде.

«Из какого он звания происходил и каких лет умер, неизвестно. На сем митрополите, егда вместо патриархов российских устроися синод, пресечеся именование митрополитов белоградских» — такою заметкою кончается сказание об Иларионе в синодальной рукописи.

Никодим (Скребницкий) (февраль 1736—1738)

Епископ Никодим (фамилия в миру Сребницкий или Скребницкий; конец XVII века — 12 июня 1751) — епископ Русской православной церкви, епископ Переяславский (1745—1951), епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский (1741—1745).
Биография

Малоросс по происхождению, он родился в конце XVII века, образование получил в Киевской, а затем в московской Заиконоспасской академии.

По принятии монашества, в конце 1720-х годах был настоятелем Белгородского Николаевского монастыря и судьёй духовных дел при Белгородской кафедре

В июле 1731 года был переведён в настоятели Снетогорского монастыря (близ Пскова), а в январе 1734 года назначен был членом Санкт-Петербурогского духовного правления и настоятелем Костромского Ипатьевского монастыря.

Оставаясь в Петербурге, архимандрит Никодим получил в феврале 1736 года перемещение на должность настоятеля московского Новоспасского монастыря, а в июле того же 1736 года был назначен членом св. Синода.

6 декабря 1738 года он был посвящён в епископа Черниговского. Через полтора года, в мае 1740 года его перевели с Черниговской кафедры на Тобольскую в звании митрополита. Однако, получив митрополичье звание, Никодим в Сибирь не поехал, отговариваясь болезнью, и временно остался без епархии, проживая в Москве; митрополитом его, после отказа, перестали называть.

Со вступлением на престол Императрицы Елизаветы Никодиму в сентябре 1742 года снова дали кафедру, назначив его первым епископом новой Санкт-петербургской епархии и поручив ему управление Александро-Невским монастырём.

7-го января 1745 года Никодима переместили, по указу Императрицы, на кафедру епископа Переяславского. Перемещение, кажется, состоялось по его собственному желанию. В Переяславле Никодим заявил себя довольно энергичной деятельностью по исправлению нравов духовенства, искоренению суеверий, заботами о духовном образовании.

Перед кончиной сам роздал все свое имущество без остатка «на поминовение» и донес об этом Св. Синоду. Скончался он 12 июня 1751 года.

Антоний (Илляшевич) (1739—1748)

Епископ Антоний (Илляшевич; 1680-е, Виленское воеводство, Речь Посполитая — 16 (27) ноября 1755, Вятка) — епископ Русской православной церкви, епископ Вятский и Великопермский (1748—1755).
Биография

Родился в Виленском воеводстве ок. 1680/1685 годов. Из польских дворян (Великое княжество Литовское), «из литвин».

Обучался в Киевской духовной академии. По окончании был начальником разных учебных заведений.

В 1731 году, приехав в Россию, принял монашество.

1 мая 1734 года рукоположён во иеромонаха для служения во флоте.

В 1739 году возведён в сан архимандрита Московского Новоспасского монастыря, определён членом духовной дикастерии (консистория — Присутствие и канцелярия).

19 сентября 1939 года опрелелён Присутствующим в Московской Канцелярии Святейшего Синода.

С 17 октября 1741 года — суперинтендант Московской типографии. По поручению Святейшего Синода от 2 ноября 1744 года напечатал (6 сентября 1745) труд архиепископа Тверского Феофилакта (Лопатинского) «Обличение неправд раскольницких» тиражом 2400 экз. Составлял чин присоединения иноверцев.

25 мая 1748 года хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского архиепископом Псковским и Нарвским Симоном (Тодорским) в Петропавловской церкви.

Антоний Илляшевич входил в круг самых образованных церковных деятелей Церкви, интеллектуалов, богословов и миссионеров своего времени (Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Симон Тодорский и др.). Прибыл на паству в Вятку 25 сентября 1748 года.

Сам будучи учёным, с уважением относился и ко всем учёным. Управляя Вятской епархией, он заботился об украшении церквей, о развитии проповедничества среди приходского духовенства, о благоговейном совершении церковных богослужений.

Он трудился в деле обращения вогулов в Православие, для новообращенных строил особые церкви.

Преосвященный Антоний имел прекрасные душевные качества. Это был человек умеренный, «наблюдал чистоту без великолепия, обилие без роскоши, строгость без жестокости, однако чрез подчиненных своих, которые по причине его смирения могли свободно предпринимать все по своей воле, введен был в непринадлежащие ему хлопоты». Жизнь этого епископа весьма трогательна и поучительна. «Святитель Антоний, — по выражению современника, — был просто замучен и перетерт между двух ножниц».

В его время поссорились между собой два секретаря — «консисторский» и «провинциальный», а к своей личной ссоре они присоединили вопрос о праве монастырей на владение крестьянами, отчего «воспламенился великий пожар». Провинциальный утверждал, что архиерейский дом и монастыри неправильно владели крестьянами, а консисторский проявил себя как бы адвокатом архиерейского дома и монастырей. Подстрекаемые провинциальным секретарем, в эту тяжбу вмешались сами черносошные крестьяне, которые, вооружась, «чинили смертные убийства и кровопролитие», а для усмирения их прибывали многочисленные военные команды.

Видя такое нестроение, епископ Антоний поехал в Москву просить о переводе его в другую епархию, но его просьбу не удовлетворили и вернули назад «между сии острые ножницы», где он и «замучился, переменив с печали временную сию жизнь на бесплачевную вечную».

Епархия осталась в жесточайшей смуте и тяжбах, а несчастные «черносошные» — в обиде, гонениях, сварах и «смертном убийстве».

О времени правления епископа Антония даже сложилась поговорка: «при нем нет толку, как при литвине».

Составилось мнение, что епископ Антоний, будучи смиренным и добрым монахом, не сумел совместить истинное смирение с владычественностью и, как архиерей, оказался совершенно неспособным к правлению. Однако, по-видимому, будет вернее понимать, что в его трагической судьбе больше всего виновата особенность того времени, которое породило крестьянские восстания и кровавые последствия их.

Скончался 16 ноября 1755 года. Погребён в Вятском Свято-Троицком кафедральном соборе проезжавшим из Тобольска в Суздаль митрополитом Сильвестром (Гловацким).

Павел (Пономарёв) (14 января 1786—1794)

Архиепископ Павел (в миру Пётр Николаевич Пономарев; 1745, Александрова слобода, Дмитровский уезд, Московская губерния — 19 (31) марта 1806, Ярославль) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Ярославский и Ростовский. Переводчик, проповедник и церковный историк. Член Российской Академии.
Биография

Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона.

10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию.

В 1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии.

С разрешения митрополита Платона (Левшина), благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».

В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии.

В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры.

Приняв монашество по настоянию митрополита Платона и сделавшись наместником лавры, архимандрит Павел стал заниматься преимущественно переводами с французского языка. Его перевод истории о Фивском полководце Эпаминонде пользовался большой известностью в конце XVIII века.

С 1779 года — преподаватель истории.

С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря.

С 27 ноября 1783 года — архимандрит Московского Симонова монастыря.

С 13 октября 1785 года — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

С 14 января 1786 года — настоятель Московского Новоспасского монастыря.

Пылкий и непреклонный его характер был причиной частых переводов его из монастыря в монастырь. Он управлял всеми ставропигиальными монастырями.

С 1792 года — член Святейшего Синода.

12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

Будучи епископом Нижегородским, по рассказам современников, оставил среди подвластного ему духовенства далеко не добрую память, как епископ злой и немилостивый.

Преосвященный Макарий (Миролюбов) говорил: «Усматривая беспорядки, Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их».

При нем невежество и пороки не оставались без должного наказания. По различию преступлений одни посылались под надзор и в работу в монастыри, другие долгое время находились под запрещением, а некоторые лишались и совсем священства и по приказу преосвященного отдавались в солдаты.

Такой строгий надзор епископ не ограничивал одними священноцерковнослужителями, но простирал его и на детей духовного звания, требуя, чтобы с 10 лет они поступали в духовную семинарию.

Особенно жесток он бывал при частых своих объездах епархии. Епископ Павел с первых же дней своего приезда обратил особое внимание на Нижегородскую духовную семинарию, и хотя строго взыскивал с начальства и учеников, но зато улучшил положение последних. Конечно, преосвященный Павел в своих решениях был отчасти прав. При пылком своем характере, знакомый с иностранной литературой, находившийся в частом общении с французскими эмигрантами, он не мог относиться равнодушно к невежеству и грубым поступкам своих подчинённых.

Решительно выступал преосвященный Павел против старообрядцев, которых тогда именовали раскольниками. Он воскрешал, по возможности, «питиримовские времена» (имеется в виду архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим), тем более что светские власти, ввиду выгоды преследования раскольников, всегда были к услугам Нижегородского преосвященного.

В бытность свою на Нижегородской кафедре преосвященный Павел сделался известен императору Павлу, который во время поездки в Казань дважды был в Нижнем. Для встречи императора преосвященный приказал с необыкновенной быстротой если не исправить, то хотя бы замазать ветхости в кафедральном соборе, построенном в 1632 году и угрожавшем падением. Всем священникам были сшиты новые ризы, а певчим форменные платья.

С 26 октября 1798 года — епископ Тверской и Кашинский.

15 мая 1799 года возведён в сан архиепископа.

С 26 декабря 1799 года — архиепископ Ярославский и Ростовский.

Как член Святейшего Синода, преосвященный Павел долго жил в Санкт-Петербурге. Первоприсутствующим тогда в Синоде был митрополит Амвросий (Подобедов). Сравнивая двух владык, Амвросия и Павла, обер-прокурор Святейшего Синода А. А. Яковлев в своих записках замечает, что митрополит Амвросий отличался мягкосердечием и откровенностью до болтливости, тогда как епископ Павел — мстителен, корыстолюбив, зол, скрытен, упрям, многосведущ. И в Нижнем, и в Ярославле о нем сохранились предания как о человеке суровом.

7 октября 1803 года архиепископ Павел уволен из Святейшего Синода и отправлен на свою епархию. Удаление из Синода и неблаговоление государя так подействовали на самолюбивого архипастыря, что он, обладавший до этого цветущим здоровьем, заболел, и развившаяся в нем после удара болезнь истощила его силы и свела в могилу.

Скончался 19 марта 1806 года. Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле.

Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794—1795)

Архиепископ Мефодий (в миру Михаил Алексеевич Смирнов; 7 (18) ноября 1761, Алексино, Владимирская губерния — 2 (14) февраля 1815, Псков) — архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский.
Биография

Оодился в 1759 году во Владимирской Губернии в селе Алексине недалеко от Сергиевой Лавры, обучался в Семинарии той Лавры

Окончил Московскую Славяно-греко-латинскую академию.

В 1782 году пострижен в монашество.

С 1790 года — ректор Московской Славяно-греко-латинской академии.

С 1 января 1792 года — архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря.

14 февраля 1794 года назначен архимандритом Московского Новоспасского монастыря.

21 мая 1795 года хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского.

10 апреля 1799 года переведён епископом в Коломну.

С 31 декабря 1799 года — епископ Тульский и Белёвский.

С 4 декабря 1803 года — член Святейшего Синода.

31 декабря 1803 года назначен епископом Тверским и Кашинским.

1 мая 1804 года возведён в сан архиепископа.

23 марта 1806 года награжден орденом Святого Александра Невского.

С 30 августа 1814 года — архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский.

Скончался 2 февраля 1815 года. Погребён в Троицком соборе города Пскова.

 

Анастасий (Братановский-Романенко) (1796—1797)

Архиепископ Анастасий (в миру Андрей Семенович Братановский-Романенко; 16 (27) октября 1761, Барышевка, Переяславский уезд, Полтавская губерния — 9 (21) декабря 1806) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Астраханский и Моздокский, духовный писатель. Член Российской академии (1794). Племянник епископа Иринея (Братановского).
Биография

Родился 16 октября 1761 года в местечке Барышевке Переяславского уезда Полтавской губернии в семье священника.

В 1782 году окончил Переяславскую духовную семинарию и поступил преподавателем в Севскую духовную семинарию, через год перешел в Вологодскую, а затем в семинарию Кирилло-Белозерского монастыря.

В 1790 году был вызван в Санкт-Петербург в качестве учителя красноречия в Александро-Невскую духовную семинарию.

26 июня 1790 года принял монашество.

В 1792 году исполнял обязанности катехизатора, а затем законоучителя кадетского шляхетского корпуса.

8 сентября 1792 года возведен в сан архимандрита Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.

В 1793 году назначен придворным проповедником.

В 1794 году избран членом Российской Академии.

В 1795 году назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом.

С 1796 года — архимандрит Московского Новоспасского монастыря, член Святейшего Синода и законоучитель кадетского корпуса.

Будучи в Санкт-Петербурге присутствующим в Святейшем Синоде, составил план преобразования духовных училищ, за что награжден алмазною панагиею.

20 декабря 1797 года хиротонисан во епископа Могилевского и Белорусского.

15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа.

В 1801 году по поручению императора Павла I он размножил и исправил труд Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи».

С 4 декабря 1803 года — архиепископ Могилевский и Витебский.

20 декабря 1805 года по болезни назначен на кафедру в Астрахань.

Скончался 9 декабря 1806 года.

Иакинф (Карпинский) (1797—1798)

Архимандрит Иакинф (в миру Яков Иванович Карпинский; 1723, Краснокутск — 29 ноября (10 декабря) 1798, Москва) — архимандрит Новоспасского монастыря в Москве.

Биография

Сын священника Воздвиженской церкви села Черкасского-Поречного Судженского уезда.

Обучался сперва в Курской и Белогородской семинарии до пиитики, а потом в Харьковском коллегиуме окончил курс наук, и продолжал оный ещё в Киевской Академии в 1735—1744 годах.

После того в разных училищах и разных классов был учителем. Среди учёных монахов слыл «Цицероном».

В 1744 году пострижен в монашество в Харьковском Покровском училищном монастыре. Был префектом в Харьковском коллегиуме.

В 1744—1757 годы преподавал в Харьковском коллегиуме (с 1751 года — префект).

С 1757-года, по посвящении в архимандрита, был настоятелем монастырей: Дмитровского Борисо-Глебского, Переяславского Данилова, Севского Преображенского, Рыльского Николаевского, Коломенского Голутвина, Новгородского Вяжицкого, Кирилло-Белоезерского, Новгородского Юрьева (с 27 июня 1792), Московского Донского (с 23 апреля 1795), и наконец Московского Ново-Спасского (с 1797).

В продолжении всех сих перемен был он ректором в cеминариях: 1) Переяславской, 2) Коломенской (с 1772-?), 3) Кирилло-Белоезерской, 4) Вологодской и 5) Новгородской.

С 12-го мая 1794 года был членом Московской Конторы Святейшего Синода.

Причиной частых переводов, и незначительного роста по службе, в сравнении с его знаниями и опытом, являлся, видимо, горячий характер архимандрита, его чрезмерное честолюбие, поэтому он так и не стал епископом.

Деятельность Иакинфа Карпинского вызывала неоднозначную оценку как у его современников, так и в последующие времена. В исторической литературе второй половины XX века его деятельность, как правило, оценивается негативно.
Сочинения

Известен своим курсом догматики («Compendium theologiae dogmatico-polemicae», издан в 1786, 1790, 1810 годах), бывшим долгое время учебником в семинариях, и проповедями (СПб., 1782).

Им составлено также «Описание Московского Новоспасского монастыря» (1802).

Другие его сочинения хранятся в рукописях в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии.