Первая ступень к Богу

Проповедь иеродиакона Прокопия (Жамкова) в Неделю 4-ю Великого Поста (прп. Иоанна Лествичника) 18 марта 2018 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Своим ученикам сказал в одной из бесед важные и очень короткие слова. Он сказал, что «кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11:23). Собирают обычно люди себе богатства, какие-то материальные блага, но, к сожалению, часто не задумываются о дарах и благах духовных. В словах Спасителя именно о них и идет речь.

Что это за благо, описывает апостол Павел: плод духа – это вера, любовь, милосердие, кротость, долготерпение, надежда (см. Гал. 5:22). Вот эти дары Господь призывает нас стяжать в течение земной жизни. Эти дары мы можем получить только в постоянной духовной борьбе, в духовной брани, которая дается нам очень нелегко.

Эту духовную борьбу, эту духовную брань прошли предыдущие поколения христиан, много святых и преподобных мужей и жен, и, в частности, преподобный и богоносный отец наш Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня празднуем.

В конце 6-го века по просьбе игумена Раифского монастыря он написал книгу, которую каждый из христиан прекрасно знает — это «Лествица». В ней преподобный Иоанн описал 30 степеней, 30 ступеней постепенного восхождения человека к Богу.

Можно подумать, что, с одной стороны, это есть некое духовное совершенство, некое преображение нашей души, но, в то же время, Церковь предостерегает нас о том, особенно читающих и исполняющих эту книгу, что совершенство наше, по сути, обманчиво.

Тот из христиан, кто утверждает, что он идет по этой лестнице к Богу, исполняет то, что написано в Евангелии, исполняет то, что советует Иоанн Лествичник, и довольствуется этим — он сам себя обманывает. Потому что наше совершенство, к сожалению — это наше глубокое падение, это наше отпадение от Бога. Все, что бы мы ни исполнили в точности — мы не станем от этого намного лучше, мы не станем от этого намного святей, мы впадем лишь в гордость. Церковь призывает предоставить мнение о нас самих одному лишь Богу. И ни в коем случае не мнить о себе высоко.

В частности, одна из первых степеней, то, с чего начинается «Лествица», это отложение от мира, отложение от житейской гордости, оставление мира, то есть оставление того, что нам в первую очередь мешает спасению: это житейская суета, привязанность к материальным благам, которые порой не дают подумать о духовных вещах, это то, что мешает приблизиться к Богу на самом первом этапе.

И кончается эта «Лествица» тремя основными христианскими добродетелями – верой, надеждой и любовью. Но, прежде чем достичь этой троицы – веры, надежды, любви – человек очень много должен претерпеть.

Как мы знаем, святые оставили мир. Многие пустынники, мужи и жены исполнили заповедь отречения от мира буквально.

Недавно мы праздновали память преподобного Евсевия Пустынника. Он очень строго относился к себе, постился и настолько исхудал, что на нем не держался даже монашеский пояс. И те из братий, кто приходил к нему — они просто его боялись, боялись одного его вида. Преподобная матерь наша Мария Египетская, житие которой без умиления невозможно читать, она тоже, как мы знаем, подъяла чрезвычайные подвиги, превышающие всякую человеческую силу.

От нас же Господь требует, может быть, не таких подвигов, которые уже, по слову свт. Игнатия Брянчанинова, не даны ни современным монахам, ни, тем более, мирянам. Наша лествица, наше восхождение к Богу, прежде всего, должно начаться с покаяния – с покаяния, как отправной точки нашей духовной жизни.

В течение своей жизни человек не может не грешить. Он постоянно будет впадать в какие-то грехи, многие годы бороться со своими пороками. И Господь знает, что природа человека очень легко склоняется ко греху. Но каждый раз мы вновь начинаем восхождение к Богу: даже если упали и согрешили – мы должны снова возвращаться на первую ступень, к покаянию. А дальше, как мы пойдем по другим степеням духовной жизни, которые описал Иоанн Лествичник, — это зависит и от нас самих, и, в первую очередь, от благодати Божией, которая соединится с нашим произволением.

Мы уже прошли середину Поста, и Церковь призывает нас усугубить подвиги, проанализировать нашу духовную жизнь, принести деятельные плоды этой духовной жизни, покаяния, чтобы с чистым сердцем встретить Страстную седмицу и Воскресение Христово.

Аминь.

Пресс-служба Новоспасского монастыря