«Паломники — наши ближние, и мы должны проявить к ним свою христианскую любовь, хотя бы через гостеприимство»

Беседа с епископом Воскресенским Саввой, наместником Новоспасского монастыря.

Епископ Воскресенский Савва (Михеев), викарий Святейшего Патриарха, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, – наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, архитектурный ансамбль которого, сложившийся в XVII–XVIII веке, является историческим и художественным памятником. Паломников и туристов обитель привлекает и тем, что связана с родом Романовых: здесь была усыпальница предков царской семьи. А многие приходят в обитель за духовным утешением, за тем, чтобы отрешиться от мирской безумной жизни хотя бы на время.

Но как соединить духовный строй монашеского бытия с суетой, неизбежно привносимой в обитель туристами и паломниками? И возможно ли такое соединение? А может, необходимо резко ограничить посещение монастырей посторонними? Об этом – наша беседа с владыкой Саввой.


– Владыка, как вы думаете, представляют ли миряне, приезжающие в монастырь с туристическими целями, опасность для внутреннего устроения монашеской жизни, для устава?

– Для человека, посвятившего свою жизнь служению Богу, уже ничего не представляет опасности, так как он полностью вверил себя в руки Божии и Господь его никогда не оставит, как и говорится в псалме 90: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!” Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его» (Пс. 90: 1–4).

Более того, Господь нас призывает любить Бога и ближнего. Паломники – это наши ближние, к которым мы должны проявить свою христианскую любовь, хотя бы через гостеприимство. Может быть, для некоторых из них посещение святой обители – возможность прийти ко Христу, а для иных – еще более укрепиться в вере. Ради одного обратившегося к Богу существование монастыря имеет особое значение и смысл.

Что касается нарушения монастырского устава, то это может проявляться в нарушении правил о внешнем виде посетителей обители. Тогда нужно разъяснить человеку, в чем ошибка его внешнего поведения, как ее исправить. Возможно, посетив монастырь с туристической целью, в следующий раз человек придет в храм осознанно и в благопристойном виде.

Наши храмы, величественные и вместительные,
в XVII веке и возводились для большого числа паломников

– Один священник назвал духовный туризм «чумой» для монастырей. Вы бы с ним согласились?

– Посещение монастыря паломниками нельзя назвать «чумой», мы рады каждому в нашей обители. Ежедневные богослужения совершаются не только для насельников, но и всех приходящих. Храмы нашего монастыря, построенные еще в XVII веке, величественны и вместительны. Думаю, еще в то время они возводились из расчета не на несколько десятков монашествующих, а для большого числа паломников. Если тогда относились к паломникам как к части служения монашествующих и предполагали место в храме и для них, то и ныне мы не можем пренебрежительно относиться ко всякому приходящему в святую обитель. Не знаем, что этим словом и своей статьей автор хотел сказать, но мы с ним полностью не согласны.

Необходимо руководствоваться словами Спасителя:
«Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37)

– Как, по-вашему, монахи должны встречать паломников и общаться с ними?

– В каждом монастыре есть свой устав, определяющий правила для монашествующих при общении с паломниками. В некоторых обителях существует послушание встречать и сопровождать паломников в монастыре. В реалиях нашего времени, когда для людей важно слово утешения, поддержки и назидания, каждому нашему собрату необходимо руководствоваться словами Спасителя: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37).

– Может ли помешать монашеской жизни активная посещаемость монастыря паломниками или туристами?

– Задача наместника, настоятеля заключается в том, чтобы создать каждому определенные благоприятные условия: для насельников монастыря – чтобы они могли исполнять данные ими обеты; для паломников – чтобы в стенах монастыря они могли на время отойти от мирской суеты и обратить свое внимание к Богу, получить необходимое наставление и благодатное утешение. Если правильно всё организовать, а во многих монастырях так оно и есть, то никаких помех не произойдет.

Епископ Савва (Михеев) 

http://www.pravoslavie.ru

24 августа 2017 г.