Опись московского Новоспасского монастыря 1880 года
Митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев), д.ц.и.
А. Е. Виденеева, к.и.н.
Опись Московского Новоспасского монастыря 1880 года
Новоспасская монастырская опись, составленная в последние годы царствования императора Александра II, служит ключевым источником для истории Новоспасской обители второй половины XIX столетия. Между тем, до недавнего времени это важнейшее документальное свидетельство не привлекало к себе значительного внимания и не являлось объектом исследования. В настоящей работе рассмотрена структура описи, обоснованы ее датировка и авторство.
Местом хранения документа является Российский государственный архив древних актов, фонд Новоспасского монастыря: РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287, 286, 661. Опись состоит из трех частей, представляющих собой отдельные единицы архивного хранения. Каждая часть оформлена в виде книги размером в лист, в картонном переплете. Первая часть содержит описание монастырских храмов1, вторая – ризницы2, третья – библиотеки и рукописного собрания3. Объемы их разнятся: если первые две части – храмовая и ризничная, вполне соразмерны – 147 и 126 лл., то третья – книжная, значительно меньше – 35 л. В заголовке источника подчеркнуто его особое значение и качество: «главная опись».
Опись Новоспасского монастыря не имеет прямой датировки, однако ее можно вычислить по ряду косвенных свидетельств. Судя по скрепам на листах и заверительным подписям, опись составлена в период настоятельства епископа Порфирия (Успенского). Этот выдающийся представитель русского ученого монашества известен как историк и дипломат, собиратель рукописей и знаток церковного искусства, исследователь древностей христианского Востока и основатель первой Русской духовной миссии в Иерусалиме. Важным подтверждением непосредственной причастности епископа Порфирия к данной описи служит запись в его собственном дневнике: «Мой предместник архимандрит Агапит в течение 25 лет составлял черновую опись утвари и риз, а беловой описи не представил в синодальную контору; я же скоро исправил этот недостаток его»4.
Итак, опись Новоспасского монастыря прошла в своем развитии два этапа, к ней были причастны два настоятеля, от ее начала до завершения минула четверть века. Опись начала подготавливаться при архимандрите Агапите (Введенском; 1852–1877), вследствие распоряжения Синода 1853 г. о повсеместном составлении новых церковных описей по новой форме. Сейчас трудно определить, что являл собой первоначальный черновой вариант, и насколько он был полон и подробен. Можно уверенно утверждать, что в своем полном и окончательном виде новоспасская опись была осуществлена в период настоятельства епископа Порфирия (Успенского; 1878–1885).
Годы, упомянутые в тексте описи, позволяют существенно уточнить ее датировку. Самая поздняя дата, названная в источнике, – 1879 г. – встречается при перечислении вкладных риз и стихарей. Первая помета, внесенная в текст уже по его завершении, относится к 1882 г. Следовательно, опись можно датировать 1880–1881 г., причем скорее 1880-м, поскольку имеющиеся датировки вкладов завершаются предшествующим 1879 г. Таким образом, мы останавливаемся на дате 1880 г. и присваиваем ее описи, до возможного уточнения при обнаружении дополнительных данных.
Все три части описи – церковная, ризничная и книжная, заверены подписями настоятеля епископа Порфирия и старшей братии: наместника иеромонаха Алипия, казначея иеромонаха Иосифа, ризничего иеромонаха Алексия5.
Структура новоспасской описи довольно точно соответствует указаниям для церковных описаний, утвержденным в 1853 г. В середине XIX в. в России была осуществлена всеобщая инвентаризация церковного имущества. Ее инициировал император Николай Павлович, указавший на необходимость ведения в церквях единообразных описей. Единый общий формуляр для составления церковно-ризничных описаний разработал московский митрополит Филарет (Дроздов). В марте 1853 г. предложения владыки получили высочайшее одобрение, а 31 мая 1853 г. Синод издал указ «О порядке хранения церковного имущества в монастырях и церквях и о составлении описей оному», утвердив этот формуляр в качестве нового образца для создания церковных и монастырских описей по всей России. Однако, как уже упоминалось, в Новоспасском монастыре это требование было выполнено только в 1880 г., по настоянию епископа Порфирия (Успенского).
В первой части описи основное внимание уделено детальнейшей фиксации интерьера и внутреннего убранства монастырских храмов. Порядок описания был следующим: 1) алтарь; 2) предалтарный иконостас; 3) иконостасы и иконы в прочих местах храма: 4) паникадила, лампады, подсвечники.
В описи представлены все храмы, существовавшие в Новоспасском монастыре в то время: семь церквей, в трех из которых имелись четыре придела. Последовательность определялась статусной значимостью церковного объекта: первым был назван древнейший собор, последним – надвратный храм в колокольне. 1) Преображенский собор; 2) Покровская церковь с приделами великомученицы Варвары и святителя Димитрия Ростовского; 3) церковь преподобного Саввы Освященного; 4) церковь святой великомученицы Екатерины с приделом Печерской Божией Матери; 5) Знаменская церковь; 6) церковь Нерукотворного образа Спасителя с приделом святителя Николая Чудотворца; 7) церковь преподобного Сергия Радонежского7.
Описание каждого храма предваряется небольшой исторической справкой и упоминанием наиболее выразительных деталей его внешнего облика. Далее следует детальнейшая характеристика интерьера, при этом основное внимание уделяется иконам. Источник содержит даты: основания храмов, освящения антиминсов, производства значительных вкладов. Имеются указания на вес и стоимость отдельных предметов, в основном – серебряных окладов икон.
Иногда встречаются замечания относительно происхождения того или иного предмета, например в Преображенском соборе: в алтаре «икона Умиления Божия Матери … Сей образ, по преданию, принесен при гробе Великия старицы Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Феодоровича»; «на правой стороне от Царских врат храмовый образ Преображения Господня; на нем риза серебренная, позлащенная, чеканная … Икона сия принесена в дар монастырю царицею Евдокиею Лукияновною, супругою царя Михаила Феодоровича», в соборном иконостасе «во всех пяти ярусах иконы Праздников, Апостолов, Пророков и Праотцев – дар царя Алексия Михайловича»8.
Вторая часть описи посвящена подробнейшей характеристике монастырской ризницы. По порядку, предопределенному заданным формуляром, здесь перечислены предметы церковного обихода, необходимые для отправления богослужения и используемые в храмах:
1) Евангелия – 16;
2) кресты напрестольные – 6;
3) священнослужебные сосуды – 9 комплектов, 1 дикирий, 1 трикирий;
4) воздухи – 44;
5) сосуды для благословения хлебов – 1;
6) водосвятные чаши – 3;
7) митры – 5;
8) умывальники – 1;
9) облачения священнические: епитрахиль, набедренник, пояс, палица, поручи – 107 комплектов;
10) стихари – 75;
11) облачения престолов и жертвенников – 7, пелены на столики для благословения хлебов – 4, пелены аналойные под Евангелия – 10;
12) подризники – 34;
13) подсвечники – 12;
14) пасхальные свечи – 4;
15) ковры – 20;
16) книги [богослужебные] – 54.
Всего в описи упомянуто более 600 предметов. Каждый из них получил развернутую характеристику, включающую в себя подробное описание внешнего вида, порой – указание веса, стоимости, имени дарителя. Значимость подобных свидетельств неоспорима, ибо практически все эти предметы – ценные и значительные памятники материальной культуры XVI – начала XX в. – были утрачены в XX столетии. Память о старинной монастырской ризнице сохранилась лишь в архивных документах, и наиболее подробно о ней повествует именно эта опись.
Подавляющее число ризничных вещей были вкладными. В ряде случаев имеются указания на имена людей, пожертвовавших их. Иногда в описи раскрыты обстоятельства, при которых совершалось то или иное пожертвование, при этом становится очевидным, что в подавляющем большинстве случаев вклады осуществлялись «на помин души».
Жертвователями являлись представители многих дворянских родов, в том числе и высшей российской знати. В качестве вкладчиков в описи отмечены княжеские и дворянские фамилии: Бекетовых, Беклемишевых, Бороздиных, Гагариных, Голицыных, Долгоруковых, Дурасовых, Забелиных, Лобановых-Ростовских, Мельгуновых, Мещерских, Муравьевых, Новосильцевых, Оболенских, Озерцовских, Орловых, Разумовских, Репниных, Сицких, Соловьевых, Татищевых, Титовых, Черкасских, Шаховских, Шереметевых и др.
Названы имена купцов: Алексеевых, Барковых, Безсоновых, Вавиловых, Галкиных, Гребенщиковых, Гречушниковых, Гущиных, Епанешниковых, Ермолаевых, Капустиных, Козловых, Колесниковых, Колокольниковых, Лежневых, Лесниковых, Макаровых, Масловых, Мухиных, Ползуновых, Протопоповых, Сапожниковых, Соловьевых, Старшиновых, Стриженовых, Тюляевых, Хрящевых, Шапошниковых, Щербининых и др.
Реже встречались лица, относящиеся к духовному сословию. В частности, упомянуты Подольский архиепископ Кирилл – в прошлом новоспасский настоятель; архимандрит Новоспасского монастыря Аполлос, настоятельница Московской Рождественской обители игумения Афанасия; монах Савва.
В целом количество богослужебных и церковных предметов, хранящихся в новоспасской ризнице, было весьма представительным, а их качество являлось отменным, что вполне соответствовало высокому статусу, знатности и известности Новоспасского монастыря.
Третья часть описи повествует о книгах и рукописях. Они распределены по следующим разделам: 1) рукописи на бумаге; 2) книги нотные – рукописные и печатные; 3) печатные книги Священного писания; 5) книги церковно-служебные; 6) книги святых отцов; 7) прочие книги духовного содержания; 8) книги исторические; 9) книги юридические; 10) хозяйственные документы (планы монастыря и монастырских угодий)9.
Всего в описи зафиксировано 916 наименований изданий, рукописей и планов. Древнейшим из них являлся рукописный сборник Четьих Миней за март месяц, датированный 1511 г., упомянутый в первом разделе, среди «рукописей на бумаге» под № 4. Здесь же названы три старинные новоспасские синодика10. Следует подчеркнуть, что Новоспасский монастырь располагал обширным и достойным книжным и рукописным собраниями.
Впрочем, с коллекцией рукописей ему впоследствии пришлось расстаться, об этом свидетельствуют пометы на полях описи. Все 19 рукописных сборников, входящие в состав рукописного раздела, в 1902 г. по распоряжению Московской Синодальной конторы были изъяты из Новоспасского монастыря и переданы в Синодальную библиотеку. А еще ранее того, в октябре 1894 г. монастырь лишился нотных книг – Ирмологиев, Октоихов, обиходов, концертов и прочего, все они, числом 25, поступили в распоряжение Синодального училища11.
Рассмотрим содержание 8-го книжного раздела – исторического. В него входило 54 книг, в том числе знаменитая «История Российской иерархии» епископа Амвросия (Орнатского) – новоспасского настоятеля; издания текстов русских летописей; исследования по истории русской Церкви и русского монашества; описания прославленных российских обителей: Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр, Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Новоспасского и других монастырей; биографии выдающихся духовных деятелей.
Итак, в 1880 г., во время настоятельства епископа Порфирия (Успенского), в Новоспасском монастыре была произведена опись, которая представляет собой самое полное и обстоятельное описание монастырского церковно-ризничного имущества. Этот важный и содержательный документ приобретает сегодня особое значение: он позволяет словестно реконструировать церковное убранство монастырских храмов, ризничное собрание и книжную коллекцию, которые бытовали в Новоспасской обители во второй половине XIX столетия.
Примечания
1. «Главная церковная и ризничная опись Московскаго Новоспасскаго монастыря» [1880 г.] (РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287. Л. 1–147).
2. «Дополнительная церковная и ризничная опись Московскаго Новоспасскаго монастыря» [1880 г.] (РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 286. Л. 1–126 об.).
3. «Главной описи Московскаго Новоспасскаго ставропигиальнаго монастыря часть третья: опись книгохранилища и письменности» [1880 г.] (РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 661. Л. 1–35 об.)
4. Книга бытия моего: дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского: в 8 т. / под ред. П. А. Сырку. Т. 8. СПб., 1902. С. 488.
5. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 661. Л. 35 об.
6. Сохранение памятников церковной старины в России в XVIII – начале XX в.: сборник документов. М., 1997. № 70. С. 86–90; № 71. С. 90–91.
7. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287. Л. II–II об.
8. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287. Л. 5, 6 об., 8, 18.
9. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 661. Л. II об.
10. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 661. Л. 1 об., 3.
11. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 661. Л. 1–4, 4–6.
Публикация:
Митрополит Савва (Михеев), А. Е. Виденеева. Опись Московского Новоспасского монастыря 1880 г. // Карамзинские чтения. РГИА. Вып. 2. СПб., 2018. С. 48-54.