Опись московского Новоспасского монастыря 1880 года

Новоспасский монастырь. Нач. ХХ в.
Новоспасский монастырь. Нач. ХХ в.

 

Митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев), д.ц.и.

А. Е. Виденеева, к.и.н.

 

Опись Московского Новоспасского монастыря 1880 года

 

Новоспасская монастырская опись, составленная в последние годы царствования императора Александра II, служит ключевым источником для истории Новоспасской обители второй половины XIX столетия. Между тем, до недавнего времени это важнейшее документальное свидетельство не привлекало к себе значительного внимания и не являлось объектом исследования. В настоящей работе рассмотрена структура описи, обоснованы ее датировка и авторство.

Местом хранения документа является Российский государственный архив древних актов, фонд Новоспасского монастыря: РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287, 286, 661. Опись состоит из трех частей, представляющих собой отдельные единицы архивного хранения. Каждая часть оформлена в виде книги размером в лист, в картонном переплете. Первая часть содержит описание монастырских храмов1, вторая – ризницы2, третья – библиотеки и рукописного собрания3. Объемы их разнятся: если первые две части – храмовая и ризничная, вполне соразмерны – 147 и 126 лл., то третья – книжная, значительно меньше – 35 л. В заголовке источника подчеркнуто его особое значение и качество: «главная опись».

Опись Новоспасского монастыря 1880 г.
Опись Новоспасского монастыря 1880 г.

 

Опись Новоспасского монастыря не имеет прямой датировки, однако ее можно вычислить по ряду косвенных свидетельств. Судя по скрепам на листах и заверительным подписям, опись составлена в период настоятельства епископа Порфирия (Успенского). Этот выдающийся представитель русского ученого монашества известен как историк и дипломат, собиратель рукописей и знаток церковного искусства, исследователь древностей христианского Востока и основатель первой Русской духовной миссии в Иерусалиме. Важным подтверждением непосредственной причастности епископа Порфирия к данной описи служит запись в его собственном дневнике: «Мой предместник архимандрит Агапит в течение 25 лет составлял черновую опись утвари и риз, а беловой описи не представил в синодальную контору; я же скоро исправил этот недостаток его»4.

Итак, опись Новоспасского монастыря прошла в своем развитии два этапа, к ней были причастны два настоятеля, от ее начала до завершения минула четверть века. Опись начала подготавливаться при архимандрите Агапите (Введенском; 1852–1877), вследствие распоряжения Синода 1853 г. о повсеместном составлении новых церковных описей по новой форме. Сейчас трудно определить, что являл собой первоначальный черновой вариант, и насколько он был полон и подробен. Можно уверенно утверждать, что в своем полном и окончательном виде новоспасская опись была осуществлена в период настоятельства епископа Порфирия (Успенского; 1878–1885).

Епископ Порфирий (Успенский)
Епископ Порфирий (Успенский)

 

Годы, упомянутые в тексте описи, позволяют существенно уточнить ее датировку. Самая поздняя дата, названная в источнике, – 1879 г. – встречается при перечислении вкладных риз и стихарей. Первая помета, внесенная в текст уже по его завершении, относится к 1882 г. Следовательно, опись можно датировать 1880–1881 г., причем скорее 1880-м, поскольку имеющиеся датировки вкладов завершаются предшествующим 1879 г. Таким образом, мы останавливаемся на дате 1880 г. и присваиваем ее описи, до возможного уточнения при обнаружении дополнительных данных.

Все три части описи – церковная, ризничная и книжная, заверены подписями настоятеля епископа Порфирия и старшей братии: наместника иеромонаха Алипия, казначея иеромонаха Иосифа, ризничего иеромонаха Алексия5.

Структура новоспасской описи довольно точно соответствует указаниям для церковных описаний, утвержденным в 1853 г. В середине XIX в. в России была осуществлена всеобщая инвентаризация церковного имущества. Ее инициировал император Николай Павлович, указавший на необходимость ведения в церквях единообразных описей. Единый общий формуляр для составления церковно-ризничных описаний разработал московский митрополит Филарет (Дроздов). В марте 1853 г. предложения владыки получили высочайшее одобрение, а 31 мая 1853 г. Синод издал указ «О порядке хранения церковного имущества в монастырях и церквях и о составлении описей оному», утвердив этот формуляр в качестве нового образца для создания церковных и монастырских описей по всей России. Однако, как уже упоминалось, в Новоспасском монастыре это требование было выполнено только в 1880 г., по настоянию епископа Порфирия (Успенского).

В первой части описи основное внимание уделено детальнейшей фиксации интерьера и внутреннего убранства монастырских храмов. Порядок описания был следующим: 1) алтарь; 2) предалтарный иконостас; 3) иконостасы и иконы в прочих местах храма: 4) паникадила, лампады, подсвечники.

В описи представлены все храмы, существовавшие в Новоспасском монастыре в то время: семь церквей, в трех из которых имелись четыре придела. Последовательность определялась статусной значимостью церковного объекта: первым был назван древнейший собор, последним – надвратный храм в колокольне. 1) Преображенский собор; 2) Покровская церковь с приделами великомученицы Варвары и святителя Димитрия Ростовского; 3) церковь преподобного Саввы Освященного; 4) церковь святой великомученицы Екатерины с приделом Печерской Божией Матери; 5) Знаменская церковь; 6) церковь Нерукотворного образа Спасителя с приделом святителя Николая Чудотворца; 7) церковь преподобного Сергия Радонежского7.

Описание каждого храма предваряется небольшой исторической справкой и упоминанием наиболее выразительных деталей его внешнего облика. Далее следует детальнейшая характеристика интерьера, при этом основное внимание уделяется иконам. Источник содержит даты: основания храмов, освящения антиминсов, производства значительных вкладов. Имеются указания на вес и стоимость отдельных предметов, в основном – серебряных окладов икон.

Иногда встречаются замечания относительно происхождения того или иного предмета, например в Преображенском соборе: в алтаре «икона Умиления Божия Матери … Сей образ, по преданию, принесен при гробе Великия старицы Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Феодоровича»; «на правой стороне от Царских врат храмовый образ Преображения Господня; на нем риза серебренная, позлащенная, чеканная … Икона сия принесена в дар монастырю царицею Евдокиею Лукияновною, супругою царя Михаила Феодоровича», в соборном иконостасе «во всех пяти ярусах иконы Праздников, Апостолов, Пророков и Праотцев – дар царя Алексия Михайловича»8.

Опись Новоспасского монастыря 1880 г.
Опись Новоспасского монастыря 1880 г.

 

Вторая часть описи посвящена подробнейшей характеристике монастырской ризницы. По порядку, предопределенному заданным формуляром, здесь перечислены предметы церковного обихода, необходимые для отправления богослужения и используемые в храмах:

1) Евангелия – 16;

2) кресты напрестольные – 6;

3) священнослужебные сосуды – 9 комплектов, 1 дикирий, 1 трикирий;

4) воздухи – 44;

5) сосуды для благословения хлебов – 1;

6) водосвятные чаши – 3;

7) митры – 5;

8) умывальники – 1;

9) облачения священнические: епитрахиль, набедренник, пояс, палица, поручи – 107 комплектов;

10) стихари – 75;

11) облачения престолов и жертвенников – 7, пелены на столики для благословения хлебов – 4,  пелены аналойные под Евангелия – 10;

12) подризники – 34;

13) подсвечники – 12;

14) пасхальные свечи – 4;

15) ковры – 20;

16) книги [богослужебные] – 54.

Всего в описи упомянуто более 600 предметов. Каждый из них получил развернутую характеристику, включающую в себя подробное описание внешнего вида, порой – указание веса, стоимости, имени дарителя. Значимость подобных свидетельств неоспорима, ибо практически все эти предметы – ценные и значительные памятники материальной культуры XVI – начала XX в. – были утрачены в XX столетии. Память о старинной монастырской ризнице сохранилась лишь в архивных документах, и наиболее подробно о ней повествует именно эта опись.

Алтарь Преображенского собора. Современный вид
Алтарь Преображенского собора. Современный вид

 

Подавляющее число ризничных вещей были вкладными. В ряде случаев имеются указания на имена людей, пожертвовавших их. Иногда в описи раскрыты обстоятельства, при которых совершалось то или иное пожертвование, при этом становится очевидным, что в подавляющем большинстве случаев вклады осуществлялись «на помин души».

Жертвователями являлись представители многих дворянских родов, в том числе и высшей российской знати. В качестве вкладчиков в описи отмечены княжеские и дворянские фамилии: Бекетовых, Беклемишевых, Бороздиных, Гагариных, Голицыных, Долгоруковых, Дурасовых, Забелиных, Лобановых-Ростовских, Мельгуновых, Мещерских, Муравьевых, Новосильцевых, Оболенских, Озерцовских, Орловых, Разумовских, Репниных, Сицких, Соловьевых, Татищевых, Титовых, Черкасских, Шаховских, Шереметевых и др.

Названы имена купцов: Алексеевых, Барковых, Безсоновых, Вавиловых, Галкиных, Гребенщиковых, Гречушниковых, Гущиных, Епанешниковых, Ермолаевых, Капустиных, Козловых, Колесниковых, Колокольниковых, Лежневых, Лесниковых, Макаровых, Масловых, Мухиных, Ползуновых, Протопоповых, Сапожниковых, Соловьевых, Старшиновых, Стриженовых, Тюляевых, Хрящевых, Шапошниковых, Щербининых и др.

Реже встречались лица, относящиеся к духовному сословию. В частности, упомянуты Подольский архиепископ Кирилл – в прошлом новоспасский настоятель; архимандрит Новоспасского монастыря Аполлос, настоятельница Московской Рождественской обители игумения Афанасия; монах Савва.

В целом количество богослужебных и церковных предметов, хранящихся в новоспасской ризнице, было весьма представительным, а их качество являлось отменным, что вполне соответствовало высокому статусу, знатности и известности Новоспасского монастыря.

Третья часть описи повествует о книгах и рукописях. Они распределены по следующим разделам: 1) рукописи на бумаге; 2) книги нотные – рукописные и печатные; 3) печатные книги Священного писания; 5) книги церковно-служебные; 6) книги святых отцов; 7) прочие книги духовного содержания; 8) книги исторические; 9) книги юридические; 10) хозяйственные документы (планы монастыря и монастырских угодий)9.

Книги XIX в.
Книги XIX в.

 

Всего в описи зафиксировано 916 наименований изданий, рукописей и планов. Древнейшим из них являлся рукописный сборник Четьих Миней за март месяц, датированный 1511 г., упомянутый в первом разделе, среди «рукописей на бумаге» под № 4. Здесь же названы три старинные новоспасские синодика10. Следует подчеркнуть, что Новоспасский монастырь располагал обширным и достойным книжным и рукописным собраниями.

Впрочем, с коллекцией рукописей ему впоследствии пришлось расстаться, об этом свидетельствуют пометы на полях описи. Все 19 рукописных сборников, входящие в состав рукописного раздела, в 1902 г. по распоряжению Московской Синодальной конторы были изъяты из Новоспасского монастыря и переданы в Синодальную библиотеку. А еще ранее того, в октябре 1894 г. монастырь лишился нотных книг – Ирмологиев, Октоихов, обиходов, концертов и прочего, все они, числом 25, поступили в распоряжение Синодального училища11.

Рассмотрим содержание 8-го книжного раздела – исторического. В него входило 54 книг, в том числе знаменитая «История Российской иерархии» епископа Амвросия (Орнатского) – новоспасского настоятеля; издания текстов русских летописей; исследования по истории русской Церкви и русского монашества; описания прославленных российских обителей: Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр, Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Новоспасского и других монастырей; биографии выдающихся духовных деятелей.

Итак, в 1880 г., во время настоятельства епископа Порфирия (Успенского), в Новоспасском монастыре была произведена опись, которая представляет собой самое полное и обстоятельное описание монастырского церковно-ризничного имущества. Этот важный и содержательный документ приобретает сегодня особое значение: он позволяет словестно реконструировать церковное убранство монастырских храмов, ризничное собрание и книжную коллекцию, которые бытовали в Новоспасской обители во второй половине XIX столетия.

 

Примечания

1. «Главная церковная и ризничная опись Московскаго Новоспасскаго монастыря» [1880 г.] (РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287. Л. 1–147).

2. «Дополнительная церковная и ризничная опись Московскаго Новоспасскаго монастыря» [1880 г.] (РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 286. Л. 1–126 об.).

3. «Главной описи Московскаго Новоспасскаго ставропигиальнаго монастыря часть третья: опись книгохранилища и письменности» [1880 г.] (РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 661. Л. 1–35 об.)

4. Книга бытия моего: дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского: в 8 т. / под ред. П. А. Сырку. Т. 8. СПб., 1902. С. 488.

5. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 661. Л. 35 об.

6. Сохранение памятников церковной старины в России в XVIII – начале XX в.: сборник документов. М., 1997. № 70. С. 86–90; №  71. С. 90–91.

7. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287. Л. IIII об.

8. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287. Л. 5, 6 об., 8, 18.

9. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 661. Л. II об.

10. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 661. Л. 1 об., 3.

11. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 661. Л. 1–4, 4–6.

 

Публикация:

Митрополит Савва (Михеев), А. Е. Виденеева. Опись Московского Новоспасского монастыря 1880 г. // Карамзинские чтения. РГИА. Вып. 2. СПб., 2018. С. 48-54.