О возобновлении крестного хода из Московского Кремля в Новоспасский монастырь в начале XX века

Успенский собор Московского Кремля. Нач. ХХ в.
 Успенский собор Московского Кремля. Нач. ХХ в.
Успенский собор Московского Кремля. Нач. ХХ в.

 

Митрополит Савва (Михеев), д.ц.и., Алла Виденеева, к.и.н.

В 1913 г. в Новоспасской обители и в общественных кругах, объединенных вокруг нее, возникло благочестивое намерение возродить старинную монастырскую традицию – крестный ход из Успенского собора Московского Кремля в Новоспасский монастырь.

Основание этой традиции восходит к середине XVII в. и связано с перенесением из Московского Успенского собора в Новоспасский Преображенский собор чудотворного образа Спаса Нерукотворного – главной новоспасской святыни.

Знаменитый «хлыновский Спас», привезенный в Российскую столицу из Вятки, был преподнесен Новоспасскому монастырю 19 сентября 1647 г. Икону в обитель принес царь Алексей Михайлович, в сопровождении представительной процессии из духовенства и мирян. И день для этого был выбран знаменательный – 19 сентября 1647 г., когда в Новоспасском монастыре состоялось освящение нового Спасо-Преображенского собора, заложенного при царе Михаиле Федоровиче и возведенного при царе Алексее Михайловиче[1].

Имеются документальные подтверждения, что на протяжении второй половины XVII в. в память об этом событии, необычайно важном для истории обители, 19 сентября совершались крестные ходы из Кремля в монастырь. Порой они осуществлялись с участием правящего монарха, как это случилось в сентябре 1652 г.: «ходил государь в ходе, за кресты, и обедни слушел в монастыре у Спаса на Новом: праздновали Всемилостивому Спасу Нерукотворенному, что принесен с Вятки»[2].

Чудотворный образ Спаса Нерукотворного
Чудотворный образ Спаса Нерукотворного

 

О том, поддерживалась ли эта традиция в XVIII столетии, данных не обнаружено. Возможно, в это время кремлевский крестный ход продолжал существовать, но в нерегулярной, эпизодической форме. По признанию новоспасского настоятеля архимандрита Макария (Гневушева; 1909-1914): «точных сведений о том, как устраивались крестные ходы из Кремля в монастырь в XVIII веке, в настоящее время не имеется, так как во время нашествия французов в 1812 году Новоспасский монастырь сильно пострадал от грабежей и особенно пожара, … погиб в это время и архив. Были ли после Отечественной войны крестные ходы из Кремля в Новоспасский монастырь – в истории монастыря этого не упоминается. Можно думать, что вследствие крайняго разорения и обеднения монастыря, эти ходы, требующие значительных расходов, сами собою прекратились, и воля и желание царя Алексея Михайловича забылись»[3]. Действительно, достаточно большой архив монастыря за XIX в. не предоставляет никаких свидетельств о существовании крестных ходов из Московского кремля в XIX столетии.

Итак, в 1913 г. в Новоспасском монастыре было принято решение о возобновлении старинного крестного хода, связывающего Московский Кремль и Новоспасский монастырь. Этого желали не только новоспасские власти и насельники, но и церковная община, сплотившаяся вокруг монастыря, которая в то время, благодаря усилиям архимандрита Макария, стала весьма обширной и деятельной.

В конце лета 1913 г. новоспасские прихожане и члены обществ хоругвеносцев подали на имя московского митрополита Макария (Невского) (1912-1917 г.) прошение с ходатайством о возрождении крестного хода. К прошению прилагался подписной лист, заверенный подписями 1572 человек. Наиболее активными сторонниками движения в поддержку крестного хода выступили общества хоругвеносцев Новоспасскаго монастыря (староста В. Борисов), Вознесенского монастыря (староста И. Павлов), кафедрального Чудова монастыря (староста А. Соколов), Покровского собора староста (П. Смирнов).

Надо сказать, что время для выдвижения подобной инициативы оказалось подходящим – в 1913 г. в России широко отмечалось 300-летие царствующей династии Романовых, таким образом, в контексте исторической юбилейной даты, все, имевшее отношение к личностям основателей царского рода приобретало высокую актуальность и значимость. Важное значение этого крестного хода и присущая ему историко-мемориальная специфика раскрыты в тексте подписного листа: «Возобновляя то, что установлено было одним из первых царей из Дома Романовых, создавших и благоукрасивших дом Всемилостиваго Спаса на Новом (Новоспасский монастырь), мы тем самым достойно почтим и память великих государей, всегда отдававших свое первое внимание и свои первыя заботы Церкви Божией»[4].

Епископ Макарий (Гневушев)
Епископ Макарий (Гневушев)

 

Митрополит Макарий не оставил без внимания столь массовое народное движение в поддержку крестного хода, но прежде, чем высказать свое мнение, обратился к новоспасскому настоятелю с просьбой разъяснить, в какой форме совершался этот крестный ход, когда и почему он прекратился. 10 сентября 1913 г. архимандрит Макарий подал архиерею доклад с пояснениями, относительно возникших вопросов. Также он заверил митрополита в искреннем желании насельников и прихожан монастыря возобновить древний, исторический крестный ход, что расценивалось, как «одно из важнейших средств к поднятию и укреплению православного и церковного настроения среди населения г. Москвы»[5].

Можно утверждать, что намерение о возобновлении старинного крестного хода из Кремля в Новоспасский монастырь, стало одним из последних значительных проектов новоспасского настоятельства архимандрита Макария. Начав дело возрождения крестного хода, он не успел довести его до конца: в июле 1914 г. он был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Заботу о крестном ходе принял в свои руки его преемник, епископ Евфимий (Елиев; 1914-1918).

Делопроизводство по вопросу о крестном ходе в церковных высших инстанциях шло своим чередом, но двигалось неспешно. 16 сентября 1913 г. московский митрополит Макарий направил дело о его возобновлении на рассмотрение Московской Синодальной конторы. Там этот вопрос обсудили спустя полтора месяца, 30 ноября, и приняли решение о поддержании возрождения крестного хода. Однако, последнее слово, как во всем, что касалось важных церковных вопросов, оставалось за Синодом. Донесение в Петербург из Московской Синодальной конторы отправили 23 декабря. Через два с половиной месяца, 10 марта 1914 г., Синод утвердил монастырское начинание и благословил «по бывшему ранее обычаю ежегодно совершать 19 сентября крестный ход из Московского Успенского собора в ставропигиальный Новоспасский монастырь». Около 20 марта синодальный указ поступил в Московскую Синодальную контору, откуда, в свою очередь, были отправлены соответствующие распоряжения: новоспасскому настоятелю «для исполнения», протопресвитеру Успенского собора «для сведения»[6].

Московский Кремль. Нач. ХХ в.
Московский Кремль. Нач. ХХ в.

 

Для возобновленного крестного хода был разработан особый, достаточно сложный церемониал, подразумевающий встречное движение двух церковных шествий. Источники не позволяют с полной уверенностью определить, где и кем он был подготовлен: возможно, в Новоспасском монастыре; а может быть, по монастырской просьбе – в Московской духовной консистории. Достоверно известно, что прядок проведения крестного хода получил утверждение московского митрополита Макария.

Согласно установленному церемониалу, крестный ход организовывался следующим образом. Шествие со святынями и хоругвями, должно возглавляться архиереем. (В действительности, движение крестного хода осуществлялось под руководством архимандрита, а глава торжественного празднования – митрополит Макарий, встречал шествие непосредственно в монастыре). Крестный ход совершался 19 сентября (впоследствии день его проведения был скорректирован), начинался в 7.45, от Успенского собора Московского Кремля. Из кремлевских икон в церковной процесии предполагалось нести запрестольный образ Божией Матери из алтаря Успенского собора. Крестный ход шел от собора до Лобного места на Красной площади, где делалась остановка для прочтения Евангелия, а затем следовал «по Варварке, Варварской площади, Солянке, через Яузский мост, по Шивогорской и Гончарной улицам на Таганскую площадь и по Большим Каменщикам» – в Новоспасскую обитель.

Навстречу большого кремлевского крестного хода из Новоспасскаго монастыря в 8.30 на Таганскую площадь выдвигался малый монастырский крестный ход, со своими святынями – образом Спасителя и Феодоровской иконой Божией Матери, в сопровождении братии, при участии новоспасских хоругвеносцев, певчих и учеников монастырской школы. Соединившись c главным шествием, монастырский крестный ход направлялся обратно, в свою обитель.

Новоспасский монастырь. Нач. ХХ в.
Новоспасский монастырь. Нач. ХХ в.

 

В монастыре, в Спасо-Преображенском соборе, совершалась праздничная литургия. По ее завершении, крестный ход возвращался назад, в Кремль, при этом монастырская процессия вновь сопровождала основное церковное шествие до Таганской площади. Там совершалось общее краткое молебствие, «с провозглашением многолетия Царствующему дому, победоносному Всероссийскому воинству и вечная память по павшим на брани воинам и всем, положившим душу свою за веру, царя и отечество». На площади крестный ход разделяется: монастырский – возвращался в обитель, а основной, кремлевский – шел к Успенскому собору[7].

Первый возобновленный крестный ход, в память перенесения чудотворного образа Спаса Нерукотворного в Новоспасский монастырь в 1647 г., состоялся в Москве 19 сентября 1914 г. В нем, как и в последующем праздновании 1915 г., принял участие московский митрополит Макарий. На протяжении как минимум двух лет он встречал сентябрьский крестный ход в монастыре и совершал литургию в Преображенском соборе[8]. (В 2000 г. Русская Церковь причислила митрополита Макария (Невского) к лику святых).

В крестном ходе принимало участие московское духовенство, в том числе, представители братии ставропигиальных монастырей. Особо выбирали архимандрита, возглавлявшего процессию и иеромонахов, которым поручалось несение иконы. Так, для присутствия в первом крестном ходе 1914 г. от Московского Симонова монастыря были привлечены архимандрит Митрофан и иеромонахи Рафаил и Игнатий; от Донского монастыря – иеромонахи Евстратий и Нил; от Заиконноспасского – иеромонахи Рафаил и Серафим. Симоновский архимандрит Макарий был назначен «для сопровождения» церковного шествия, иеромонахи – для несения иконы Богоматери. Образ несли посменно, на протяжении пути его трижды раз передавали из рук в руки. Путь делился на три участка: 1) от Успенского собора до церкви Всех Святых на Солянке, 2) от церкви до Таганского рынка, 3) от рынка до Новоспасского монастыря. С учетом обратного пути, который совершался в том же порядке, требовалось шесть смен[9].

На протяжении двух лет: в 1914 и 1915 гг., крестный ход совершался в строго определенный день – 19 сентября, знаменуемый важную памятную дату в истории монастыря – передачу обители чудотворного образа и освящение монастырского собора. Оба раза проведение крестного хода выпадало на будничный день, что не способствовало участию в нем широких народных масс. Имелась и другая причина ослабления внимания людей к возрожденному крестному ходу – изменившаяся обстановка в стране. То, что казалось значимым и легко достижимым в 1913 г. – в год юбилея царский династии, отступило на второй план в 1914 г., в совершенно иных политических и экономических условиях, когда страна вступила в Первую мировую войну. Нельзя не учитывать и личностный фактор – уход из новоспасских настоятелей архимандрита Макария, сумевшего необычайно сплотить вокруг монастыря церковную общину и приумножить ее численность.

Спасские ворота Московского Кремля. Открытка нач. ХХ в.
Спасские ворота Московского Кремля. Открытка нач. ХХ в.

 

Для того, чтобы поправить сложившуюся ситуацию с крестным ходом и позволить ему стать более многолюдным и торжественным, монастырские власти в лице настоятеля епископа Евфимия, наместника архимандрита Игнатия, казначея иеромонаха Иакова и благочинного иеромонаха Пармена, предприняли определенные меры. Они выступили с предложением перенести проведение церковного шествия на воскресный день, ближайший к 19-му сентября. Это была распространенная практика, применявшаяся при проведении больших массовых торжеств. К примеру, ежегодное общемосковское празднование 12 октября – в честь освобождения Москвы от нашествия наполеоновских войск в Отечественной войне 1812 г., сопровождаемое большим крестным ходом вокруг Кремля, традиционно переносилось на первое воскресенье после этой даты, благодаря чему всегда отмечалось в воскресный день, свободный от работы. 10 августа 1916 г. прошение новоспасского настоятеля о переносе даты крестного хода на воскресенье было подано в Синодальную контору, 18 августа благосклонно рассмотрено там и направлено для утверждения в Синод. В 1916 г. Синодальная контора собственной властью перенесла крестный ход с 19 сентября на 18, то есть с понедельника на предшествующий воскресный день. А 20 октября 1916 г. Синод официально утвердил решение о переносе новоспасского крестного хода в последующие годы на ближайшее воскресенье к исторической дате 19 сентября[10].

Итак, в 1914 г., благодаря совместным усилиям обществ московских хоругвеносцев, новоспасских властей, насельников и прихожан, была возрождена одна из славных старинных традиций Новоспасской обители. Был возобновлен крестный ход, посвященный памятному для монастыря событию – перенесению в обитель чудотворного образа Спаса Нерукотворного в середине XVII столетия, совершенном при участии царя Алексея Михайловича.

Обнаружены документальные подтверждения о проведении трех крестных ходов из Успенского собора в Новоспасский монастырь: в 1914 г. (19 сентября, в пятницу), в 1915 г. (19 сентября, в субботу), в 1916 г. (18 сентября, в воскресенье). Можно предположить, что крестный ход совершался и в сентябре 1917 г., но, если это и так, он уже точно оказался последним…

Возобновление в 1914 г. древнего исторического крестного хода свидетельствует о намерении монастыря чтить свои святыни и помнить о неразрывной исторической связи, объединившей Новоспасскую обитель с первыми монархами Дома Романовых.

 

Публикация:

Митрополит Савва (Михеев), А. Е. Виденеева. О возобновлении крестного хода из Московского Кремля в Новоспасский монастырь в начале XX века // Государство, общество и церковь в истории России XX-XXI веков: материалы XVI Международной научной конференции. Иваново, 2017. С. 220-225.



[1] Кудрявцев Матфей, диакон. Чудотворный Нерукотворный Образ Спасителя, что в Московском Новоспасском монастыре. М., 1886.

[2] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1913. Д. 209. Л. 1.

[3] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1913. Д. 209. Л. 1.

[4] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1913. Д. 209. Л. 2-6.

[5] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1913. Д. 209. Л. 2, 1 об.

[6] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1913. Д. 209. Л. 37-40 об.

[7] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1913. Д. 209. Л. 42-43.

[8] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1913. Д. 209. Л. 54 об.

[9] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1913. Д. 209. Л. 47-51 об.

[10] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1913. Д. 209. Л. 51-51 об., 57 об., 53, 58-58 об.