О духовном рассуждении

Проповедь иеродиакона Прокопия (Жамкова) в Неделю о слепом.

Христос воскресе!

Один из отцов-пустынников сказал, что самая важная добродетель это рассуждение — духовное видение и рассуждение о духовных предметах. Без этой добродетели невозможен «царский путь», невозможно непреткновенное наше спасение. Например, если у нас нет духовного рассуждения, то, взяв строгий пост, мы можем быстро угаснуть и сломаться. Если нет духовного рассуждения, то можно взять очень маленькое молитвенное правило, и из-за этого мы никогда не научимся молиться. Можно взять и большое правило, но потом вскоре его оставить. Добродетель духовного видения и духовного рассуждения очень важна и это показывает нам сегодняшнее Евангелие Недели о слепом.

Когда Иисус Христос с учениками проходил мимо человека, который родился слепым, никогда не видел, то спросили Христа апостолы: «Господи, кто согрешил? Он ли или родители его?» (Ин. 9:2). Вот этот вопрос и ответ на него Спасителя является ключом к пониманию данного события.

Обычно считалось (и считается до сих пор), что если на человека находят болезни, то это за какие-то грехи, и несчастия — тоже за грехи. Если человек преуспевает в земной жизни, значит, он добродетельно живет. Такое понимание было и в древнем мире. Но ответ Господа буквально перевернул его учеников: «Не согрешил ни он, ни родители его, но чтобы явились дела Божии на нем (См. Ин. 9:3), чтобы явилась слава Божия на этом человеке. Вот почему он слепой и родился».

Святитель Феофан Затворник пишет, что человеческому естеству присуще свойство судить и рядить. То есть иметь по всякому важному и не очень важному поводу свое мнение, мнение далеко не духовное. Это не то самое рассуждение, о котором говорили древние пустынники. Это наше мирское мнение, и, чаще всего, это мнение ошибочное.

Чтобы приблизиться к Богу, нам необходимо, конечно же, стяжать духовное видение: духовное видение событий общественной жизни, политических событий и, прежде всего, событий нашего внутреннего мира. Когда отшельники уходили вглубь пустыни, они бежали от всех. Но они, конечно же, не являлись эгоистами, как может превратно судить о них наш современный мир. Они искали Бога прежде всего в себе самих. Ибо Царство Божие внутри нас есть (См. Лк. 17:21). Оно не где-то извне, оно в нас. Они уходили в пустыню для того, чтобы видеть себя, чтобы стяжать эту способность наедине с Богом, стяжать этот дар духовного рассуждения, духовного видения мира.

Как и современный мир, так и мир древний был тоже неоднозначен, многообразен. Вот, например, родители этого слепого. Когда спросили их фарисеи: «Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?» (Ин.9:19). И родители единственного сына, которые, по идее, должны были бы любить его и всячески оберегать от клеветы, — родители фактически отреклись от него. Они боялись иудеев. Боязнь иудеев победила в них любовь к единственному сыну, сыну слепому, требующему ухода. И вот теперь он видит. И, казалось бы, родители должны быть причастны к этому великому событию. Ведь «от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Ин. 9:32). Но родители, вместо того, чтобы быть причастными к этому великому событию, они отреклись от сына. Сказали: «Сами спросите нашего сына. Да, он наш сын. А кто ему отверз очи, мы не знаем» (См. Ин. 9:20-21).

Так же и фарисеи думали, как им поступить – ведь совершено явное чудо. Они требовали от этого человека: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек, который отверз тебе очи, грешник» (См. Ин. 9:24). А бывший слепой ответил: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25). И вот вместе с тем, что у этого человека появилось зрение видимого мира, появилось у него также и зрение духовное. Он исповедовал Христа.

И когда Христос узнал, что этого слепца фарисеи прогнали за исповедание, то подошел к нему и спросил: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9:35). И бывший слепой оказался единственным человеком во всей этой истории, который сказал: «Верую, Господи!» И поклонился Ему» (Ин. 9:38).

Господь и нас призывает стяжать духовное рассуждение, духовное видение явлений внешнего и внутреннего нашего мира, чтобы и нам быть причастниками вечной славы нашего воскресшего Спасителя и сделать нас причастниками вечного Своего Воскресения.

Христос воскресе!