Новомученики и исповедники Новоспасского монастыря.

 
Новоспасская обитель, начиная с 1917 года, претерпела череду тяжелейших потрясений, которые нанесли непоправимый урон жизни монастыря. Тяжелейшее время условно разделилось на два этапа: время с 1917 года до закрытия монастыря и приостановления литургической жизни обители (1926 год) и время, когда древнейшая московская обитель вступила в эпоху безвременья и закрылась на долгие десятилетия (1926-1991 гг). Настоятели и наместники  Новоспасского монастыря начала XX века, будучи ревностными служителями Церкви, впоследствии пополнили сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. 
Предлагаем вашему вниманию жизнеописание архиепископа Бориса (Шипулина), настоятеля Новоспасской Обители с 1906 по 1909 г. Жизнеописания святых наместников Новоспасского монастыря, чью память ныне поминаем: архиепископ Борис (Шипулин), епископ Макарий (Гневушев), епископ Палладий (Добронравов), архиепископ Павлин (Крошечкин), епископ Евгений (Кобранов) — можно прочесть на сайте монастыря в рубрике «подвижники благочестия».

Архиепископ Борис (Шипулин), настоятель Новоспасского монастыря с 1906 г. по 16 сентября 1909 г.

Архиепископ Борис (в миру Владимир Шипулин), родился 27 декабря 1874 г. в городе Вельске Вологодской епархии, в семье чиновника министерства финансов. В 1900 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней помощником инспектора. В этом же году пострижен в монашество с именем Борис, а в следующем году рукоположен в иеромонаха.
 
В 1902 г. он назначается инспектором Курской духовной семинарии. В 1904 г
его переводят на должность ректора Псковской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1905 г. он является синодальным ризничим и настоятелем синодальной церкви Двенадцати апостолов. С 1906 по 16 сентября 1909 гг. — настоятель Новоспасского монастыря. Одновременно, 30 октября 1906 г. архимандрит Борис был назначен благочинным ставропигиальных монастырей. С 16 сентября 1909 г. являлся ректором Московской духовной семинарии.
24 июля 1912 г. в храме Христа Спасителя была совершена хиротония архимандрита Бориса в епископа Винницкого, викария Подольской епархии. Чин хиротонии совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Алексия, епископа Василия Можайского, Анастасия Серпуховского, Феодора Волоколамского и других архипастырей. С 14 февраля 1914 г. по 1915 г. владыка Борис был епископом Балтским, вторым викарием Подольской епархии. 12 февраля 1915 г. он назначен вторым викарием Казанской епархии, епископом Чебоксарским. Будучи на этой кафедре, Преосвященный Борис состоял ещё настоятелем Казанского Кизичского третьеклассного монастыря. В 1917-1918 гг. был участником Поместного собора Русской Православной Церкви. В списке членов собора он значился как заместитель Иакова, митрополита Казанского и Свияжского. 5 апреля 1918 г. Священный Собор постановил прославить святителя Софрония (Кристановского), епископа Иркутского. В числе 39 архиереев, подписавших это деяние, стоит подпись епископа Чебоксарского Бориса Шипулина. В том же 1918 г. владыка Борис был временно Управляющим Пермской епархией. С 1918 г. по 1921 г. он — епископ Киренский, викарий Иркутской епархии. В 1921 г. станосится епископом Уфимским и временно Управляющим Каменец-Подольской епархии. В 1922 г. владыка был арестован и находился в заключении один год в Пермской тюрьме по сфабрикованному обвинению “в моральной и материальной поддержке правительства Колчака”.
 
В 1927 г. владыка Борис был возведён в сан архиепископа и с 27 сентября возглавлял Тульскую епархию. В конце 1927 г. вновь арестован и осуждён на три года концлагерей “за организацию борьбы с Советской властью”. Отбывал срок на Соловках. После освобождения в 1930 г. Высокопреосвященный Борис был ограничен в правах и проводил ссылку на Северном Кавказе. Последовательно назначался на ряд кафедр (Тобольская, Томская, Петрозаводская и Олонецкая), но в управление их вступить не смог. В конце 1935 г. или начале 1936 г. архиепископ Борис прибыл в Ташкент. 13 марта 1936 г. он был назначен на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру. Проживая в Ташкенте, Преосвященный Борис юродствовал: носил вериги и власяницу из грубой шерсти. Зимой и летом ходил босиком. Русское население Ташкента считало Преосвященного прозорливым.
В мае 1937 г. он был вызван в ГПУ на встречу с обновленческим ташкентским “епископом” Иоанном Звездкиным. В беседе с ним архиепископ Борис решительно отверг предложение присоединить свою епархию к обновленцам и стать “митрополитом всея Средней Азии”. 24 июля 1937 г. владыка был арестован. По делу об “организации контрреволюционного церковного центра” среди других были привлечены давний друг владыки — архимандрит Валентин Ляхоцкий, а также один из бывших настоятелей Новоспасского монастыря епископ Евгений Кобранов.
Вместе со своими двумя сослуживцами, священником Венедиктом Багрянским идиаконом Иваном Середой архиепископ Борис был расстрелян 23 февраля 1938 г.

#Новоспасскиймонастырь