Научить – значит жить самому по-евангельски

Проповедь епископа Воскресенского Саввы в праздник Вознесения Господня в Преображенском соборе Новоспасского монастыря.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19)… Это, наверно, самые последние слова, которые сказал Господь Иисус Христос перед Своим славным Вознесением, перед этим величайшим событием в Своей жизни и всей Вселенной. Поскольку мы с вами знаем, что после Своего славного Воскресения в течение 40 дней Господь Иисус Христос являлся Своим божественным ученикам и апостолам, всем людям, которых Он любил, которые Его любили еще при жизни. И, всякий раз являясь, Он указывал на то, что Его тело является не призрачным, а, наоборот, настоящим, физически ощутимым, что это тело, которое так же, как и другие, желает вкушать пищу и пить – чтобы ученики были удостоверены в истинности Воскресения Иисуса Христа.

И вот, когда, наверно, уже исполнилась «всякая правда» (См. Мф. 3:15), когда святые и божественные ученики и апостолы были утверждены в вере в Воскресение Христово, в Самом воскресшем Христе — тогда Господь Иисус Христос стал возноситься от них близ Вифании — того самого любимого Им места на Елеонской горе. И когда Он возносился и благословлял святых Своих апостолов и учеников, то и сказал им эти заветные слова.

Что означают они, эти слова, для нас с вами? Мы же не святые ученики и апостолы Христовы, поскольку мы с вами, наверно, больше крещены, чем способны кого-либо учить. Но, тем не менее, мы с вами являемся самыми непосредственными учениками Иисуса Христа. Ибо именуемся православными христианами. И к нам с вами относятся эти последние слова Иисуса Христа: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

Что же значит «научите» (мне бы хотелось сделать акцент на этом слове)? А дело все в том, что каждый из нас, быть может, подумает, что мы с вами должны друг друга учить, наставлять – не обращая внимания на то, хочет человек этого или не хочет. И когда этот человек приходит в храм – толкать его в ребро и говорить: ты не так встал, не так оделся и не ту прическу имеешь, и не так платок завязал… Этому ли учил Христос? Нет. Учение Иисуса Христа заключается в совершенно ином.

Если мы внимательно читали строки Евангелия, то, наверно, вспомним, о чем же  Христос учил. О чем же он учил – ответьте? О любви.

Поэтому когда мы приходим в храм, давайте будем соотносить свое поведение в нем с евангельским словами Христа Спасителя. Учить – означает учить прежде всего своим примером. Я думаю, что здесь уместны слова Христа Спасителя: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела» (Мф. 5:16). Это является своего рода нашим с вами уроком, который мы должны преподавать тем людям, которые Христа не знают.

Но научить – это значит, нам самим надо жить по-евангельски. Значит, свою жизнь соотносить со словом Божиим, чтобы наша жизнь не расходилась в разные стороны – когда мы можем быть одними на работе, в семье или в общественном транспорте, и другими в храме. Человек должен быть постоянен во всем, быть последовательным в своем поведении в разных ситуациях жизни – он должен быть всегда добрым христианином, который следует тем самым заповедям и тому учению, которое вы сами сейчас вспомнили и произнесли: любить Бога и ближнего своего.

Вот тот самый главный урок, который мы с вами должны в своей жизни преподносить тем, кто Христа не знает.

Он, Господь, нам с вами говорит: учите своим добрым поведением, своей духовной жизнью, которая, кстати, отличается от нравственной жизни, от нашей с вами морали и нашего поведения. Потому что мы можем быть снаружи очень вежливыми, а внутри в нас столько осуждения и раздражения, что, порой, мораль сильно разнится с нашим духовным состоянием.

А хотелось бы, чтобы христианин был целостным, цело-мудренным, чтобы у него была целая мудрость – в уме, в поступках, во всей его жизни.

Итак, «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Шедше научите их любви Божией, которую имеют Отец, Сын и Святой Дух.

Да хранит нас Господь в здравости ума нашего, в памяти светлой и, конечно же, в возгревании любви Божией в наших сердцах.

Храни всех нас Господь! С праздником!