Музей: взгляд в будущее

19 августа 2011 г., в праздник Преображения, был торжественно открыт музей Новоспасского монастыря. Церковные музеи появились в последней трети ХIХ века и были первыми музеями нашего Отечества. Именно из музеев церковной древности выросли теперь, можно так сказать, огромные ныне федеральные музеи-гиганты, коллекции которых насчитывают более ста тысяч предметов и документов в фондах. К этому числу можно отнести музей-заповедники «Ростовский кремль», Кирилло-Белозерский, Новгородский и многие другие музеи страны.

В нашем материале не пойдет речь о взаимоотношении Церкви и музеев. Хотя этот вопрос достаточно актуален ныне в обществе, где найти ту точку соприкосновения, взаимопроникновения, соработничества, когда и церковные структуры и светские будут к общей пользе служит народу и Отечеству в полной мере. Пока мы являемся свидетелями момента перетягивания одеяла в разные стороны.

Но речь не об этом. Мы поговорили с создателем и вдохновителем музея Новоспасского монастыря о прошедшем годе работы маленького музея. Каким он был? Как создавался музей? Какие цели и задачи он выполняет? Об этом мы ведем речь с Денисом Борисовичем Солодовниковым, руководителем фонда памяти Великого князя Сергея Александровича.

К слову заметим, что Великий князь был председателем Государственного Исторического музея. Близко сойдясь с выдающимся русским историком Иваном Егоровичем Забелиным, Сергей Александрович тесно сотрудничал с ним при создании и расширении научной коллекции Исторического музея. Он входил даже в мелочи той работы, которую считал важной для упрочения национального самосознания и культурного уровня русского народа. Великий князь Сергей Александрович был руководителем Комитета по созданию Музея изящных искусств (теперь это – Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), возглавлял Императорское Палестинское Общество. Так что и раньше музеям придавалось огромное значение.

— Как создавался музей Новоспасского монастыря?

— Я очень хотел здесь, чтобы был музей обители. Он здесь был при владыке Алексии, но доступ был ограничен. Посещали непосредственно только высокие гости. А задачи музея в их открытости, публичности. Я мечтал именно об этом. Думалось, создать музей на базе воскресной школы. Но как-то все не устраивалось. Мы стали собирать различные артефакты. Но в один прекрасный момент все стало стремительно меняться: батюшка засобирался в Антарктиду ( речь об о. Павле (Гелястанов), потом у нас сменился наместник. И в общем-то в конечном итоге с приходом владыки Саввы буквально в первый месяц поставлен был мной вопрос о том, что неплохо бы сделать здесь музей. Мы прошлись по территории монастыря и единственное место, которое более менее подходило и на него никто не претендовал было обнаружено. Там был склад. Рухлядь всякая в этом помещении находилась. Владыка его выделил. И нас на первое время все устроило. Мы с энтузиазмом принялись создавать музей, о котором мечтали.

— Музей может быть продолжением храма?

Музей- это часть истории монастыря. И, конечно, в первую очередь каждый человек приходит помолиться, но попадая в музей, он соприкасается с той жизнью, которая была здесь до того момента, как он вошел.

— Ведь нам всегда кажется, что все только начинается с нашим приходом и до нас ничего не стояло…

-Да, это так. А на самом деле здесь была целая жизнь на протяжении нескольких веков. И, знакомясь с этой жизнью, надо почувствовать дух этих людей, которые здесь жили, здесь молились, чего-то делали: творили, писали, создавали, или наоборот разрушали. Как это было в ХХ веке. Через раритетные вещи музея, или каких-то лиц на фотографиях, свидетельства всевозможных документов можно почувствовать и понять, или как-то по-новому оценить то место, в которое человек попал. И уходя из этого музея он, может быть, совершенно по-другому, вдруг захочет подойти к той иконе, у которой был час назад, но уже с другими мыслями обратиться к Господу , или Богородице, уже зная чуть больше… Что это не просто изображение Господа , а история людей, крупинки их жизни, их чаяния, надежды, крушения… ведь они когда-то тоже пришли сюда за чем-то и, может быть, получили…

— С чего начался маленький музей Новоспасского монастыря?

— Здесь можно разделить на два этапа. Первое – это собирание предметов, артефактов. Вещи к попадали к нам отовсюду. Первые устроители музея явились обычные строителей, рабочие Новоспасского монастыря, которые нам приносили то гвозди, то монеты, то какие-то документы, то записочки о здравии и упокоении конца ХIХ века. Где-то в щели они были обнаружены. А второй этап – это устройство самого места, помещения. Благодаря стараниям Андрея Сидорова музей состоялся в том виде, в каком вы можете наблюдать его сегодня. Это весь свет, вся покраска, отделка, музейное оборудование. Было ужасное помещение: камни, обшарпанные стены, с них падали куски штукатурки, трубы ржавые торчали. Пришлось создавать искусственные стены, выстраивать кирпичную кладку. Как строитель и профессионал Андрей Сидоров сделал все очень четко и грамотно. Благословение на открытие музея мы получили в начале июля, а к 19 августа у нас музей был готов. То есть за полтора месяца была проведена огромная работа. Я помню, как тогда дьякон Юрий, а сейчас иеромонах Сергий ( Филиппов) заходил за шесть дней в это помещение и буквально спрашивал: «Вы здесь пытаетесь чего-то успеть». Я очень хорошо помню эту фразу. На что ответил, время покажет. Музей был открыт, когда Новоспасский монастырь праздновал 20 -летие со времени своего возрождения. И теперь это тоже стало историей монастыря.

— Какой был первый предмет музея, первый экспонат?

Первая вещь, которую мне принесла Татьяна Васильевна Кудрявцева, тогда она работала в архиве монастыря, была экскурсоводом в конце 90-х в начале 2000-х годов, это была часть каменной плиты с надписью инокини Марфы, мамы царя Михаила Федоровича Романова. На тот момент вся усыпальница была разбита. Были только остатки плит. Их было три или четыре сохраненные и они были найдены в разных местах монастыря. Но одна из них как будто была специально спасена для публичного музея. Это была главка с надгробной надписью инокини Марфы. Этот предмет мне был передан и хранился у нас в чулане на протяжении нескольких лет, как бы ожидая удачного случая , чтобы быть представленной.

Создавая музей, мы точно знали, какая часть будет у нас посвящена Великому князю Сергею Александровичу и сколько у нас имеется вещей. И где они у нас будут располагаться, каким порядком . Художественной частью экспозиции занималась Ирина Владиславовна Плотникова. Она опытный музейный работник и сразу оценила, как должны располагаться предметы в витринах, чтобы человек, попадающий сюда мог правильно почувствовать хронологию событий. Можно же ведь просто вещей понакидать, но ничего не будет понятно, а можно маленькими вещами рассказать об очень многом. И это одна из главных задач музейных сотрудников.

— Музейные сотрудники еще занимаются комплектацией, созданием фондов, изучением коллекций, хранением и т.д. У музеев огромные задачи. Какие функции исполняются в нашем музее.

Этот наш музей пока только фундамент. Сейчас он начинает потихонечку расти, пополняться. Комплектуются фонды. У нас появился ряд благотворителей. Один из них Андрей Петров, который очень почитает царскую семью. Он преподнес в дар нашему музею очень много раритетных вещей, связанных с Романовыми, с коронацией, относящихся ко времени празднования 300 – летия дома Романовых. Мы, надо сказать честно, еще на первой ступени, на стадии формирования.

— Ведется ли какая-то статистика посещения музея? Это принято…

— Надо сказать у нас музей публичный, бесплатный, где Вас встретят без всякого билета и еще проведут экскурсию. Наш музей выполняет колоссальные задачи просвещения. И четкой статистики, так как мы не отрываем билетов, у нас нет. Но во многом о посещении нашего музея можно создать представления, открыв книгу отзывов. И это можно считать очень важным документом. Ее даже можно рассматривать в плане художественной литературы. Есть много проникновенных отзывов, слов благодарности, причем в ней можно обнаружить и конкретные предложения. Каждый посетитель может оставить свои пожелания. Все ее листы исписаны. И для нас это большая награда.

— Но все же музей – это собирательство, это фонды. Чем музей располагает сегодня?

Одних документов у нас более 30 ( письма, бумаги, уведомления, билеты и т.д.) Что касается раритетов, то музей хранит около 15 предметов непосредственно связанных с жизнью и смертью Великого князя Сергея Александровича. Наши фонды ныне постоянно растут. Что очень радует. Сейчас в коллекции у нас около ста предметов у нас.

— А какая монастырская история за эти века Ваша любимая, если можно так сказать?

Самая моя любимая история из всего времени существования монастыря? Очень примечательно, для меня это важно, что в подвалах Никольского храма несли заточения и претерпевали различные муки Максим Грек, преподобный Дионисий Радонежский. Они были обвинены в неправильном исправлении греческих книг. Но потом их правота была явлена миру. В Лавру после всех испытаний к преподобному Дионисию Радонежскому даже прибыл Иерусалимский Патриарх. В истории нашей обители мне интересны, как через страдания, муки люди восходят в святость. Это можно отнести и к Романовым. А еще очень интересны моменты посещения монастыря французами. Они грабили, разбивали и уничтожали, буквально громили все. Уничтожали могилы, искали сокровища. Насмерть замучили протоиерея церкви Сорока Мучеников. Отца Петра убили и кинули в подвал того же Никольского храма, где сто с лишним лет назад томился Дионисий Радонежский. Французы замучили здесь 10 монахов, самого старого из них монаха, оставленного здесь охранять имущество. Его пытали в целях узнать о сокровищах. Купцы местные свезли в монастырь свое столовое серебро, пытаясь сохранить нажитое. Спрятали на крыше. Потом французы без особых усилий сами все нашли. Они разворотили усыпальницу бояр Романовых. Потом около двадцати лет пришлось ее восстанавливать. Весь монастырь был охвачен огнем…

— Какие-то истории Вы нам приводите страшные?

— Обычно такие вещи и запоминаются. Анализ этого вопроса приводит к размышлению о том, к чему может привести просвещенная цивилизация: Французская революция, воцарение антихриста, таковым считали Наполеона… Это очень показательно в том смысле до чего безбожие и жажда жизни без Бога целой страны, государства к чему это собственно приводит – к разграблению, уничтожению, духовному обнищанию. Мы это можем анализировать, сопоставлять. Мы с этими моментами в истории часто соприкасаемся, только как-то отстраняемся и не задумываемся. Возьмите ХХ век. Монастырь стал местом уничтожения: культуры, жизни, среды, традиций, уклада. Всего! Люди отошли от Бога. И это тоже наша история, которую забыть нельзя.

В музее мы можем проследить не только прошлое, но и будущее. Мы можем посмотреть, как нам жить, чтобы чего-то избежать. Музей и все то, что мы пытаемся здесь делать, мы стараемся показать и убедить людей, приходящих сюда, что жить нужно с Богом, жить правильно, то есть праведно.

— Последнее. О планах и перспективах, без которых не может жить ни один музей.

— Мы планируем осуществить реставрацию и привидение в лучший вид усыпальницы бояр Романовых. Это необходимо делать в преддверии празднования 400 летия династии. Волнует меня момент с боярином Михаилом Романовым, который у нас в усыпальнице захоронен.Память его чтится народом еще с времен 17 века. В пермской епархии хотят прославлять этого святого. Конечно, в планах расширять сам музей. Очень бы хотелось , чтобы этот музей разбить на два отдельных помещения . То у нас получается некое нагромождение. Может подумать, об отдельной экспозиции посвященной Романовым. Мне самому интересны времена раскола, когда происходит пересмотр привычных ценностей, как ведут себя люди в эпоху перелома. И , может быть, в подвалах тоже Никольского храма нам когда-нибудь удастся создать музей далеких и противоречивых времен нашего отечества. Которые связаны и с именами преподобного Дионисия Радонежского, и патриарха Никона и других выдающимися личностями, которыми так богата русская земля и которые каким-то образом Господь свел и с этой Новоспасской обителью. Всех приглашаю посетить наш музей.