К БИОГРАФИИ НАСТОЯТЕЛЯ НОВОСПАССКОГО МОНАСТЫРЯ ЕПИСКОПА ПОРФИРИЯ (УСПЕНСКОГО)
Епископ Воскресенский Савва (Михеев), д.ц.и.,
викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря
А. Е. Виденеева, к.и.н.
аннотация: Статья посвящена жизнеописанию епископа Порфирия (Успенского) – известного русского востоковеда и византолога, собирателя рукописей, исследователя истории и древних памятников Православного Востока, который в 1878-1885 гг. являлся настоятелем Московского Новоспасского монастыря.
The present article is concerned with the life history of bishop Porphiry (Uspenskiy) (1804-1885), a famous Russian orientalist and byzantinist, collector of manuscripts, historian and researcher of ancient historic monuments of Eastern Orthodox Churches. In 1878-1885 Porphiry was the abbot of Moscow Novospasskiy Monastery.
Епископ Порфирий (Успенский) (1804-1885) – выдающийся представитель русского ученого монашества, известный многочисленными трудами по истории Православного Востока и превосходным собранием рукописей – историк и дипломат, переводчик Библии и основатель первой Русской Духовной миссии в Иерусалиме.
В миру – Константин Александрович Успенский, родился в 1804 г., в Костроме, в семье соборного псаломщика. Первоначальное образование получил в Костромском духовном училище и семинарии, высшее – в Санкт-Петербургской духовной академии.
1829 г. – год завершения обучения в академии, оказался для Константина поистине судьбоносным. В течение второй половины сентября происходят важнейшие изменения, определившие его последующую жизнь:
15 сентября – принимает монашеский постриг с именем Порфирия;
18 сентября – за выпускное сочинение получает в академии степень кандидата;
20 сентября – рукополагается в иеродиаконы;
25 сентября – по совершении хиротонии, становится иеромонахом.
И все это по времени уложилось менее чем в две недели…
Далее последовала десятилетняя служба в различных учебных заведениях России. Очередной поворот в судьбе Порфирия происходит в 1840 г., когда он назначается настоятелем церкви при Императорской Российской миссии в Вене. К этому времени он имел сан архимандрита, которого был удостоен в 1833 г. Оказавшись за границей, он получил редкую для духовного лица возможность путешествовать по миру, работать в библиотеках, изучать древности. Это позволило ему стать одним из первооткрывателей христианской истории и принесло славу российской науке.
В конце 1842 г. архимандрит Порфирий был отправлен на Восток, для ознакомления с нуждами православия в Палестине и Сирии. В 1847-1853 гг. он возглавлял первую Русскую Духовную миссию в Иерусалиме, был в числе тех государственных деятелей, которые закладывали основу для русского присутствия на Святой Земле [1, с. 593].
Свое назначение главой Духовной миссии он воспринимал, как собственную миссию, собственное служение, полностью осознавая всю меру возложенной на него ответственности: «Еще раз Господь зовет меня на дело святое в Иерусалиме, дело немалое, большое и лучшее того дела, которое я мог бы производить в нашем духовном ведомстве по сану и званию своему. Иду туда, иду с радостью, с самоотвержением, с упованием на помощь Божию» [3, т. 7, с. 49].
Научные интересы Порфирия были неразрывно связаны с главными центрами Православного Востока: Афоном, Синаем, Святой Землей. Пребывая в Иерусалиме с научными целями, он совершал продолжительные поездки на Афон и в Синай, в Александрию, Каир, Коптские монастыри. Владыка занимался описанием памятников церковной архитектуры и живописи, изучал церковные архивы и библиотеки. Неустанные путешествия по монастырям и местностям, изобилующим памятниками старины, предопределили характер его глубоких научных изысканий и обширной литературно-исторической деятельности. Ему принадлежит честь открытия Синайского кодекса Библии, им создана фундаментальная история Афона.
Укажем наиболее известные и значительные труды епископа Порфирия (Успенского):
• Афонские книжники: греческие писатели, переводчики и издатели. М., 1883.
• Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб., 1856 г.
• Восток христианский. Второе путешествие по св. горе Афонской в годы 1858, 1859 и 1861, и описание скитов афонских. М., 1880.
• Восток христианский. Египет и Синай. Виды, очерки, планы и надписи к путешествиям. СПб., 1857.
• Восток христианский. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 и 1846 г. Киев, 1877.
• Восток христианский: Александрийская патриархия (сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской епархии). Т. I. СПб., 1898.
• Восток христианский: Афон: История Афона: Ч. I. Афон языческий; Ч. II. Афон христианский, мирской; Ч. III. Афон монашеский. Киев, 1877-1892.
• Восток христианский: Путешествие в Метеорские и Особолимпийские монастыри в Фесалии в 1859 г. СПб., 1896.
• Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. СПб., 1856.
• Исповедь кающегося грешника. СПб., 1878.
• Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. СПб., 1846.
• Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и преп. Павла Фивейского в 1850 г., СПб., 1856.
• Указатель актов, хранящихся в обителях св. горы Афонской // Журнал Министерства народного просвещения. 1847. Ч. 55.
Как ученого, епископа Порфирия характеризуют энциклопедическая широта и необычайная разносторонность научных интересов. Помимо церковной истории, его сочинения относились к сфере библеистики и христианской археологии, палеографии и этнографии, гимнографии и истории иконописи, канонического права и литургики.
Эпиграфом для одного из своих печатных трудов Порфирий избрал изречение Лафатера: «Отыскивать истину в путанице понятий, предощущать ее, находить ее, исправлять свои ошибки – вот моя утеха, мое старанье». Эти слова точно характеризуют и его научные устремления, и понимание им своего призвания. О себе он писал: «Для чего я странствую так долго? Для того, чтобы подобно пчеле принести прекрасный мед в родной улей, – я пчела Божия, а Россия – мой улей».
В 1861 г. архимандрит Порфирий вернулся из своего третьего путешествия на Восток и больше уже не покидал Россию. В 1865 г. он был рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. К киевскому периоду относится расцвет его научной деятельности: у него появилось время и возможность привести в порядок и издать свои многочисленные исследования и дневники. На этот период приходится присвоение ученому большинства научных степеней и наград. Он имел степени магистра богословия и доктора греческой философии, был членом-корреспондентом Императорского археологического общества и почетным членом Императорского Православного Палестинского общества. «Бог вознаградил меня, – писал он товарищу по академии, новомиргородскому епископу Софонию, – за труды мои и за терпение мое, смею сказать, немалое. Хвала и благодарение Ему, Праведному и Милостивому. Я весьма доволен своей судьбой. В душе моей царит спокойствие неба. Жизнь моя течет плавно, как течет тихий Днепр. Дело у меня есть. Науке служу, как могу» [2, с. 108].
В 1878 г. епископ Порфирий был назначен членом Синодальной конторы в Москве и настоятелем Новоспасского монастыря. И здесь он продолжал свои научные труды, его жизнь была наполнена мемуарно-историческим творчеством. До самых последних дней он редактировал свои обширнейшие дневники, написанные на Святой Земле. 20 февраля 1885 г., ровно за два месяца до смерти записал в дневнике: «Описываю свое прошедшее, чреватое разными новостями и делами. А настоящее мое – однообразно и книжно» [3, т. 8, с. 550].
Богатейшее собрание рукописей: церковно-славянских и русских, греческих, латинских, арабских, сирийских, грузинских и прочих, составленное им во время продолжительного пребывания на Востоке, незадолго до его кончины было приобретено Императорской публичной библиотекой [4]. Коллекция икон – пожертвована владыкой в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии [5, с. 505-509]. Его документальный архив в настоящее время хранится в Санкт-Петербургском отделении архива Академии наук (фонд 118).
Епископ Порфирий скончался 19 апреля 1885 г., в возрасте 81 года. Был похоронен в подклете Преображенского собора, слева у стены, при входе в усыпальницу бояр Романовых. Место захоронения заблаговременно выбрал сам. Согласно его желанию, на мраморной плите выбита надпись: «Здесь возлег на вечный покой преосвященный Порфирий Успенский, автор многих сочинений о Христианском Востоке. Молитесь о нем».
Среди огромного новоспасского некрополя погребение епископа Порфирия не подверглось разрушению и разграблению, и то, что оно сохранилось в неприкосновенности – редчайший, уникальный случай. Захоронение владыки было обнаружено и идентифицировано во второй половине 1990-х годов [6, с. 18].
На протяжении своей жизни епископ Порфирий вел дневник, который после его кончины был издан Императорской академией наук в восьми томах под заглавием «Книга бытия моего» [3].
Этот дневник справедливо называют летописью Православного Востока, он же является подробной и искренней летописью жизни владыки. В завершении, приведем небольшой фрагмент – запись от 1 января 1850 г.
«1850 год.
Возвращение в Иерусалим.
Январь 1, воскресенье.
Я плыву на пароходе по морю, а море переливается из однех глубин в другия. В душе мысли, в море волны, в мире события мятутся. Нет покоя во вселенной: вся она во движении. Один Бог пребывает в вечном покое.
Еще новое лето дарует мне Вечный. Молюсь ему в первый день сего лета, как умею.
Сый! Благодарю Тя, яко из небытия в бытие привел мя еси.
Присноживый! Молю Тя, продли жизнь мою, дондеже преспею, яко плод благовонный.
Премудрый! Умудри мя, да познаю вся, елика суть истинна.
Преблагий! Соделай мя блага и исполни сердце мое любовию Твоею.
Пресвятый! Освяти мя и дух прав обнови во утробе моей.
Отче! Да будет воля Твоя надо мною.
Щедре! Ущедри мя всяким благословением Твоим.
Господи! Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое.
Царю царей! Заступи и сохрани, его же оправдал еси царствовати над нами.
Судяй земли! Водвори мир и правду в народах, и постави им князи и старейшины мудры и благи, и да не обладают ими всехитрецы буии и дивии.
Достопокланяемый! Сотвори, да вси языцы имут едину чистую и правую веру и совершают разумное служение Тебе.
Вечный! Сподоби мя блаженной жизни будущаго века.
Аминь» [3, т. 3, с. 613-614].
Список источников и литературы
1. Голубев С. Порфирий Успенский // Русский биографический словарь /под ред. А.А. Половцова. Т. 14.
2. Дмитриевский А.А. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. СПб., 1906.
3. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского // Под ред. П.А. Сырку. Т. 1-8. СПб., 1894-1902.
4. Краткий обзор собрания рукописей, принадлежащих Преосвященному епископу Порфирию, а ныне хранящихся в Императорской Публичной библиотеке. СПб., 1885.
5. Краткий перечень пожертвований преосв. Порфирием в Музей Киевской духовной академии // Труды Киевской духовной академии. 1885. № XI.
6. Усыпальница прародителей царского Дома Романовых в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре / Сост. Т.В. Пасхалова, А.К. Станюкович. М.: Изд. Новоспасского монастыря, 1997.
Публикация:
Савва (Михеев), епископ, Виденеева А. Е. К биографии настоятеля Новоспасского монастыря епископа Порфирия (Успенского) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук М., 2017. № 3-1. С. 69-72.