Епископ Воскресенский Савва (Михеев), А.Е. Виденеева: О личных библиотеках монахов Московского Новоспасского монастыря второй половины XIX века

Епископ Воскресенский Савва (Михеев), д.ц.и.,

викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси,
первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии,
наместник Новоспасского ставропигиального монастыря

А.Е. Виденеева, к.и.н.

 

О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ МОНАХОВ МОСКОВСКОГО НОВОСПАССКОГО МОНАСТЫРЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

Старинные книги ключевые слова:

Новоспасский монастырь, библиотека, книжные собрания, книги, списки книг, описи, монахи, книжники, круг чтения

аннотация:

Публикация посвящена истории бытования книг в монастырской среде, в частности, в ней рассматриваются личные книжные собрания второй половины XIX в., принадлежащие рядовым представителям братии Новоспасского монастыря; отдельный сюжет повествует об устроении монастырской библиотеки в 1853 г.

Монастырские библиотеки давно и прочно вошли в сферу исторических и культурологических исследований. Между тем, частные книжные собрания рядовых представителей монашеской братии, объектом изучения становились значительно реже.

Уникальный архивный материал Новоспасского монастыря[1] позволил нам обратиться к рассмотрению состава личных библиотек новоспасских монахов полуторастолетней давности.

Документальной основой стали описи частных монашеских книжных коллекций. Все они относятся к середине − второй половине XIX в. Списки книг обнаружены в составе монастырских описей и персональных архивных дел о кончине монахов.

Мы намеренно ограничиваем исследование библиотечными собраниями рядовых насельников. Управители Новоспасского монастыря − настоятели и наместники, равно как и проживавшие здесь на покое епископы, имели собственные книги, и порой их книжные коллекции были весьма представительными. Так, архимандриту Варлааму (Головину), возглавлявшему Новоспасской монастырь с 1799 по 1811 гг., принадлежало 175 книг[2].

На сегодняшний день выявлены семь описаний личных монашеских библиотек[3]. Их владельцами являлись:

иеромонах Израиль († 1846) − 10 книг;

монах Никодим († 1868) − 30 книг;

иеромонах Иннокентий († 1875) − 22 книги;

иеромонах Георгий († 1875) − 22 книги;

иеромонах Серапион († 1878) − 8 книг;

иеродиакон Вениамин († 1897) − 4 книги;

иеромонах Гавриил, благочинный († 1897) − 20 книг.

В целом, состав монашеских книжных собраний можно классифицировать следующим образом: книги Священного писания (преимущественно, Новый Завет), богослужебные книги (в большинстве случаев − служебники, требники и канонники), катехизисы, молитвословы, жития святых, святоотеческая литература, книги духовно-нравственного содержания, изложение священной истории, описания святых мест (Святая земля, православные монастыри), исторические произведения, а также различные и многочисленные наставления, поучения, рассуждения, беседы и слова.

Детальный анализ частных книжных коллекций позволяет раскрыть литературные предпочтения и выявить круг чтения представителей православного монашества.

Из числа рядовых новоспасских книгочеев наиболее обширной библиотекой владел монах Никодим. Он собрал тридцать книг, в числе которых находились два издания Нового Завета, две Псалтири − «следованная» и «в стихах», две книги Священной истории, два тома «Благочестивых размышлений», а также «Жизнь Пресвятой Богородицы» и служба прп. Сергию Радонежскому, письма Святогорца и «Сказание о странствии по Св. Земле». За несколько лет до своей кончины Никодим приобрел первый том «Сочинений Игнатия, настоятеля Сергиевской СПбургской пустыни», изданный в 1865 г. − творения одного из самых известных духовных писателей России − святителя Игнатия Брянчанинова[4].

Самым скромным, из обнаруженных к настоящему времени, книжным собранием, обладал иеродиакон Вениамин. Оно состояло всего из четырех книг, но выгодно отличалось строгим и качественным подбором изданий. В него входил Новый Завет в удобном карманном формате; служебник, необходимый каждому монаху, принимающему участие в богослужении; обветшавший от частого использования молитвенник и «Покаянный канон»[5].

После кончины владельцев частных библиотек, их книги объявлялись собственностью монастыря, и либо вливались с монастырскую библиотеку, если в том признавалась необходимость, либо предназначались на продажу[6].

Собственное библиотечное собрание Новоспасского монастыря было довольно значительным. По данным описи 1853 г., только один из его разделов, объединяющий в себе «книги разного содержания», насчитывал 136 наименований[7].

К слову, именно в 1853 г. монастырская библиотека получила отдельное, самостоятельное помещение. До этого времени книги находились в ризнице, и как отмечено в одном из документов, были «сложены без всякаго порядка, частию наверху ризничных шкапов, частию во впадинах стен, по полкам и по полу за ризничными шкафами». По мнению настоятеля, архимандрита Агапита (Введенского) (1852-1877), «такое безпорядочное их расположение неприятно для глаз, и посетителям дает повод заключить о небрежности и равнодушии к книгам монастырского начальства, а всего более затрудняет отыскание той или другой книги». «Для избежания этаго неудобства и приведения книг в приличный порядок» настоятель счел необходимым выделить для них особое помещение, или, иными словами, учредить настоящую библиотеку.

Местом ее расположения стала часть паперти теплой Покровской церкви, которую отделили глухой каменой стеной и снабдили всем необходимым, в частности, там установили пять больших застекленных книжных шкафов. Так в 1853 г. для книжного собрания Новоспасского монастыря была оборудована библиотека[8].

Возвращаясь к частным, личным книжным коллекциям, следует признать, что их наличие у рядовых представителей монашеской братии, особенно, если речь идет о многотомных собраниях, представляет собой довольно редкое явление. Подтверждением тому служат посмертные описи имущества монахов. В них всегда присутствуют иконы, одежда, мебель, посуда, предметы обихода, тогда как книги встречаются нечасто. В этой связи, документальные свидетельства о библиотеках новоспасских монахов приобретают особое значение. Отметим, что ценность книг в полной мере осознавалась современниками: в перечнях личного имущества книжные издания располагались на второй позиции, сразу после икон.

Определенным этапом в изучении состава книжных собраний является точная атрибуция изданий. Как правило, в архивном источнике книги указаны в довольно свободной, приблизительной манере: названия сокращены, упрощены или искажены; зачастую отсутствуют указания на автора, год и место издания. К примеру, в библиотеке иеромонаха Гавриила одна из книг, обозначена как «Собрание писем иеромонаха Макария», в то время как ее точное название звучит следующим образом: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. Издание Введенской Оптиной пустыни. М.: Типография В. Готье, 1862. Подобная реконструкция заголовков требуется в подавляющем большинстве случаев.

Иногда в источнике содержатся скупые сведения о внешнем виде книг – оформлении обложки и наличии переплета: «в коже», «в бумаге», «в корешке», «в плисовом переплете», «в бумажном переплете», «в кожаном переплете» или «без переплета». Изредка обозначен размер книги: «в лист», «в четверть» или «в четвертую долю», «в восьмую долю» и т.п. Порой можно встретить указание на сохранность: «ветха», «избита». В очень редких случаях, применительно к самым дорогим изданиям, приводится относительно развернутое описание. Например, у иеромонаха Серапиона имелось «Евангелие малое, ветхое, на передней дске медный оклад с 5-ю ветхими образками финифтяными, … в плисовом переплете».

Определенный интерес, на наш взгляд, имеет выявление биографических сведений о владельцах книжных собраний, насколько это позволяют сделать архивные источники.

Так, формулярные ведомости 1896 г., сохранили свидетельства о двух любителях и ценителях книг – иеромонахе Гаврииле и иеродиаконе Вениамине.

Иеромонах Гавриил – мирское имя Иван Остроумов, представитель духовного звания, родился в 1833 г. Успешно закончил высшее отделение Переславского духовного училища. В 1857 г., в возрасте 24 лет, вступил в братство Богородице-Рождественской Свято-Лукьяновой пустыни Александровского уезда Владимирской губернии, где в июне 1865 г. принял монашество. Спустя год, в августе 1866 г., поступил в Новоспасский монастырь. В 1867 г. был посвящен в диаконы, в 1875 г. – рукоположен в иеромонахи. С 1892 г. занял должность благочинного, какое-то время являлся духовником. Неоднократно поощрялся наградами, высшей из которых являлся крест, «выдаваемый от Святейшего Синода». Скончался в 1897 г., прожив в Новоспасском монастыре более тридцати лет[9].

Иеродиакон Вениамин – в миру Василий Доброхотов, родился в 1842 г., принадлежал к духовному сословию, обучался в Тульском духовном училище. В марте 1862 г., в возрасте 20 лет, он поступил в Новоспасский монастырь. Спустя 13 лет, в сентябре 1875 г., принял монашеский постриг, а через два месяца, в ноябре – был рукоположен в иеродиаконы. Имел слабое здоровье, скончался в 1897 г. Новоспасский монастырь стал для него первой иединственной обителью, здесь он провел большую часть своей жизни – тридцать пять лет[10].

Выявление персональных данных владельцев библиотек позволит воссоздать биографии книжников Новоспасского монастыря ХIX столетия.

 

Приложение

В приложении публикуются списки двух частных книжных собраний, владельцами которых являлись новоспасские иеромонахи Израиль и Гавриил.

 

Книги иеромонаха Израиля (†1846)

1. Пращица противу раскольников, в кожаном переплете.

2. Новой Завет, в кожаном переплете.

3. Триодь Постная, в четвертую долю, в кожаном переплете.

4-6. Три книги Библии, в восьмую долю, в кожаном переплете.

7. Ответы Преосвященнаго Херсонскаго Никифора, в лист, в кожаном переплете.

8. Беседы на 5, 6 и 7 недели св. Евангелиста Матфея, в восьмую долю листа, в кожаном переплете.

9. Разсуждение студента Терновскаго.

10. Житие Сергия Радонежскаго чудотворца, в бумажном переплете. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1229. Л. 32-32 об.

 

Книги благочинного монастыря, иеромонаха Гавриила († 1897)

1. Новый Завет, в переплетах – 3.

2. Служебник (утрени и вечерни) – 1.

3. Служебник полный – 1.

4. Служебников: Василия Великаго, Григория Двоеслова и Иоанна Златоустаго – 3.

5. Правильник Киевский – 1.

6. Требника – 2.

7. Псалтири – 2.

8. Молитвослов – 1.

9. История православного монашества – 1.

10. Сказания Иоанна Лествичника – 1.

11. Курс всеобщей истории – 2.

12. Пространный катихизис – 1.

13. Собрание писем иеромонаха Макария – 1.

14. Жизнь и учение Иисуса Христа священника Фивейскаго – 2. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1897. Д. 133. Л. 3.

 
Публикация:

Савва (Михеев), епископ, Виденеева А.Е. О личных библиотеках монахов Московского Новоспасского монастыря второй половины XIX в. // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, социологии, теологии, образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2015. С. 108-114.

Примечания: 

1 РГАДА. Ф. 1197. Новоспасский монастырь. Оп. 1, 2; Ф. 1183. Московская Синодальная контора. Оп. 1.
2 РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1229. Л. 12-18 об.
3 РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 773. Л. 1-3 об.; РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 286. Л. 124-126 об.; РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1229. Л. Л. 32-32 об.; РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1897. Д. 100. Л. 3; РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1897. Д. 133. Л. 3.
4 РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 286. Л. 124-124 об.
5 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1897. Д. 100. Л. 3.
6 РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1229. Л. 32; РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1897. Д. 133. Л. 7 об.
7 РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 286. Л. 121-123 об.
8 РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 117. Л. 34-35.
9 РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1372. Л. 26 об.-27.
10 РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1372. Л. 31 об.-32.