Епископ Воскресенский Савва, А. Е. Виденеева.  К истории храма прп. Сергия Радонежского московского Новоспасского монастыря 

Проект иконостаса. Фото 2017 г.
Проект иконостаса. Фото 2017 г.

Епископ Воскресенский Савва (Михеев), д.ц.и.,

викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря

А. Е. Виденеева, к.и.н.

 

К ИСТОРИИ ХРАМА ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО МОСКОВСКОГО НОВОСПАССКОГО МОНАСТЫРЯ

 

Аннотация: В статье рассматриваются основные эпизоды истории храма прп. Сергия Радонежского Новоспасского монастыря – со времени его устроения в здании монастырской колокольни в конце XVIII в. до настоящего времени.

Ключевые слова: Новоспасский монастырь, храм прп. Сергия Радонежского, колокольня, церковное убранство, благотворительность.

 

В системе храмов Новоспасского монастыря церковь преподобного Сергия Радонежского является храмом второго или даже третьего плана, но это не умаляет ее достоинств, тем более что у нее не совсем обычное место расположения и совсем не простая история.

До сих пор нет полной определенности относительно того, когда именно в монастыре появился церковный престол в честь прп. Сергия. Источники подтверждают, что в середине XVIII в. он уже существовал; известно, что в марте 1747 г. в монастыре случился пожар, от которого пострадали настоятельские кельи, и сгорела крыша Сергиевского храма.

Новый отсчет в истории этой церкви начинается в настоятельство архимандрита Мисаила (Чирского) (1749-1764). По его инициативе в монастыре началось возведение большой колокольни, закладка которой состоялась в июне 1759 г. Уже тогда было решено, что храм прп. Сергия разместится в здании колокольни, во втором ярусе, над святыми вратами. По заверению настоятеля: «по приличеству и по пространству места, для украшения обители, на оном нижнем апартаменте [этаже] имеет быть церковь во имя преп. Серия Радонежскаго Чудотворца»[9, С. 36-37].

19 января 1760 г. архимандрит Мисаил обратился в Московскую Синодальную контору с прошением разрешить разборку старой Сергиевской церкви и использование ее кирпича на сооружение колокольни.

Однако, в те годы удалось возвести только два яруса: нижний арочный проезд – Святые врата, и второй этаж, тот самый, где должна была разместиться церковь; после чего строительство на долгие годы было заморожено. Оно возобновилось в 1782 г., когда по настоятельному ходатайству архимандрита Иоасафа (Маслова) (1779-1785) из государственной казны на завершение колокольни монастырю было выделено 20.000 руб. [10, с. 449-451].

Устройство Сергиевской церкви производилось на частные пожертвования, необходимые средства выделила состоятельная московская купчиха Наталья Бабкина [8, л. 135].

В 1787 г., 27 сентября, архимандрит Павел (Пономарев) (1786-1794) подал в Московскую контору Синода донесение о том, что храм готов к освящению: «А ныне и церковь под оною колокольнею во имя преподобнаго Сергия Чудотворца … усердным подаянием христолюбивых вкладчиков иконостасом и иконами, как по преданиям нашей святой апостольской церкви надлежит, сооружена, также и церковною утварью и прочими потребностями к освящению совсем изготовлена. Того ради … прошу оную сооруженную церковь во имя преподобнаго Сергия благословить освятить» [5, л. 26-26 об.; 10, с. 449, 451].

Разрешение освятить храм было дано 17 ноября 1787 г. Освящение состоялось 14 декабря 1787 г.; оно стало для монастыря настоящим праздником, на который собралось множество людей, были приглажены почетные гости. По признанию очевидца этого события, монаха Моисея, «церковь Сергия Чудотворца освящена того ж декабря 14 дня, во вторник, отцом архимандритом Павлом с братиею. На освящении были славные благородные особы, как то генерал [ан]шеф князь Александр Михайлович Голицын и прочих чиновных гостей премножество» [5, л. 29, 31 об.].

Храм прп. Сергия Радонежского освятил новоспасский архимандрит Павел (Пономарев), который впоследствии, на рубеже XVIII-XIX вв. в сане архиепископа возглавлял Ярославскую епархию (1799-1806).

Новая колокольня Новоспасского монастыря, существующая в едином комплексе с храмом прп. Сергия Радонежского, стала одной из самых высоких и массивных в Москве – «огромнейшая, красивейшая и самая прочная», как говорили о ней в XIX в. Действительно, ее отличают и значительная высота – около 80 м., и необычайная монументальность.

Сергиевская церковь в своем изначальном виде просуществовала недолго, всего 15 лет. Новый этап ее истории открывается в сентябре 1812 г., при весьма драматичных обстоятельствах. Москва занята французскими войсками и охвачена пожаром. Горел и Новоспасский монастырь. Особенно большой урон был нанесен колокольне и находящейся в ней церкви. Сгорели колокольные балки, и два самых тяжелых колокола – большой и полиелейный, обрушившись, разбили церковный свод, а остальное довершил пожар.

Сохранилось уникальное свидетельство очевидца этих разрушений. Новоспасский ризничий иеромонах Адриан, отправленный с обозом монастырских ценностей в Вологду, в своих записках описал встречу в пути, в Ярославле, с престарелым послушником Московского Покровского монастыря. Тот покидал Москву во время пожара и собственными глазами видел горящий город. Старик-послушник: «на вопрос о нашем монастыре, ответил, и ваш Новоспасской монастырь горит же; из колокольни-то, родные, полымье во все окны так и лижет, страх и глядеть-то; где ни шел, везде горит. … После ево пришедшие другие уверяли нас, что монастырь наш выгорел, и колокольня стоит внутренностию пуста, а упавшие колокола разбились, что же от пожара целого осталось, обстоятельно пересказать никто не мог» [7, л. 5 об.-6].

Убытки подсчитали потом. В числе сгоревших, точнее – выгоревших числилась и Сергиевская церковь. Для ее восстановления потребовалось несколько лет: в 1816 г. отремонтировали своды, в 1819 г. – отштукатурили стены, в 1820 г. установили иконостас [4, л. 7; 1, с. 50].

И вновь, как и изначально, храм украшался на деньги московских купцов – «усердным подаянием христолюбивых вкладчиков». Одним их самых щедрых и деятельных благотворителей Сергиевского храма той поры являлся московский купец Иларион Вавилович Вавилов. Документально подтверждено, что именно он оплачивал работы по золочению иконостаса и росписи храма, самолично заключая контракты с мастерами. Так, в октябре 1821 г. он подписал договор с золотарем Николаем Гавриловичем Константиновым на позолоту иконостаса «лучшим червонным золотом, … лучшею работою». Резные детали – золотились; гладкие места, служившие фоном, окрашивались и покрывались лаком. Стоимость работ оценивалась в 3.500 руб. [6, л. 23].

Роспись храма обошлась И.В. Вавилову в 2.500 руб., заказ был доверен московскому живописцу Мемнону Аникеевичу Скороспелову (1767-1843). Он же написал большинство церковных икон.

Договор на роспись храма заключили в октябре 1821 г., с условием завершения всей работы к середине июля 1822 г. Интересно, что в контракте указывались сюжеты отдельных изображений, которые должны были украсить церковное пространство. Так, в куполе помещалось изображение Бога Отца, ниже – четырех Евангелистов. На стенах храма присутствовали две сцены из жития святого: благословление прп. Сергием московского князя Димитрия на Куликовскую битву и отказ преподобного занять всероссийский митрополичий престол. Более детально была задана декорация алтаря. В куполе, над престолом, помещалось изображение Бога Отца, над жертвенником – сцена жертвоприношения Авраама. На восточной стене, над окном, изображено Моление о чаше Иисуса Христа. На стенах алтаря – сюжеты евангельской истории: Снятие с креста и Положение во гроб. Живописные изображения, написанные масляными красками, сопровождались надписями, текст которых также был оговорен в контракте [6, л. 24-24 об.].

Сергиевский храм был освящен в 1825 г., о чем свидетельствует антиминс, священнодейственный митрополитом Филаретом (Дроздовым) 30 апреля 1825 г. [8, л. 135].

На протяжении XIX в. храм прп. Сергия неоднократно поновлялся. Довольно значительные и дорогостоящие ремонтно-восстановительные работы в нем были произведены в последние годы XIX в. Необходимые средства – 20.000 руб., выделил потомственный почетный гражданин московский купец Сергей Федорович Стриженов [2, с. 74].

Новое освящение церкви прп. Сергия, после ее возобновления, произошло 27 мая 1901 г. Высокое качество реставрации храма было по достоинству оценено современниками. Так, «Московские церковные ведомости» отмечали: «Внутренность церкви поражает изяществом и богатством отделки, а также обилием света. Обращает на себя внимание своими высокими качествами настенное письмо, исполненное в 1821 г. мастером Мемноном Скороспеловым и в настоящее время возобновленное» [3, с. 289-290].

Сергиевский храм был закрыт в 1918 г., с упразднением обители. В 1990 г. Новоспасский монастырь вновь становится действующим. Прошло четверть века, обитель полностью преобразилась, став одним из самых значительных столичных монастырей, крупным духовно-просветительским центром.

В конце 2016 г. в монастыре развернулся большой реставрационный проект по восстановлению колокольни, в рамках которого предусматривается возрождение храма прп. Сергия Радонежского.

Новоспасский монастырь

Преподобный Сергий Радонежский. Покров на раку. Ок. 1422–1426 гг.

Архиепископ Павел (Пономарев)

Вид Новоспасского монастыря. 1842 г.

Монастырская колокольня надвратный храм прп. Сергия Радонежского. Фото 1906 г.

Иконостас Сергиевского храма. Нач. XX в.

Реставрация колокольни. 2017 г.

Монастырская колокольня

Библиографический список

1. Дмитриев, И.Д. Московский первоклассный Новоспасский ставропигиальный монастырь в его прошлом и настоящем. Историко-археологический очерк [Текст] / И.Д. Дмитриев // – М., 1909. – 124 с.

2. Круглик, А. История Московского Новоспасского монастыря. Дисс. … канд. богословия [Текст] / А. Круглик. МДА. – Сергиев-Посад, 1999. – 302 с.

3. Московские церковные ведомости. – 1901. № 23.

4. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1813. Д. 26.

5. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1046.

6. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1184.

7. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 54.

8. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287.

9. Скворцов, Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век [Текст] / Н.А. Скворцов. Вып. 1. – М., 1911. – 266 с.

10. Скворцов, Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. [Текст] / Н.А. Скворцов. Вып. 2. – М., 1914. – 828 с.

 

Публикация:

Епископ Воскресенский Савва (Михеев), А. Е. Виденеева.

К истории храма прп. Сергия Радонежского Московского Новоспасского монастыря // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, социологии, теологии, образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2017. С. 58-63.

Пресс-служба Новоспасского монастыря