Епископ Воскресенский Савва, А. Е. Виденеева. К истории храма прп. Сергия Радонежского московского Новоспасского монастыря
Епископ Воскресенский Савва (Михеев), д.ц.и.,
викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря
А. Е. Виденеева, к.и.н.
К ИСТОРИИ ХРАМА ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО МОСКОВСКОГО НОВОСПАССКОГО МОНАСТЫРЯ
Аннотация: В статье рассматриваются основные эпизоды истории храма прп. Сергия Радонежского Новоспасского монастыря – со времени его устроения в здании монастырской колокольни в конце XVIII в. до настоящего времени.
Ключевые слова: Новоспасский монастырь, храм прп. Сергия Радонежского, колокольня, церковное убранство, благотворительность.
В системе храмов Новоспасского монастыря церковь преподобного Сергия Радонежского является храмом второго или даже третьего плана, но это не умаляет ее достоинств, тем более что у нее не совсем обычное место расположения и совсем не простая история.
До сих пор нет полной определенности относительно того, когда именно в монастыре появился церковный престол в честь прп. Сергия. Источники подтверждают, что в середине XVIII в. он уже существовал; известно, что в марте 1747 г. в монастыре случился пожар, от которого пострадали настоятельские кельи, и сгорела крыша Сергиевского храма.
Новый отсчет в истории этой церкви начинается в настоятельство архимандрита Мисаила (Чирского) (1749-1764). По его инициативе в монастыре началось возведение большой колокольни, закладка которой состоялась в июне 1759 г. Уже тогда было решено, что храм прп. Сергия разместится в здании колокольни, во втором ярусе, над святыми вратами. По заверению настоятеля: «по приличеству и по пространству места, для украшения обители, на оном нижнем апартаменте [этаже] имеет быть церковь во имя преп. Серия Радонежскаго Чудотворца»[9, С. 36-37].
19 января 1760 г. архимандрит Мисаил обратился в Московскую Синодальную контору с прошением разрешить разборку старой Сергиевской церкви и использование ее кирпича на сооружение колокольни.
Однако, в те годы удалось возвести только два яруса: нижний арочный проезд – Святые врата, и второй этаж, тот самый, где должна была разместиться церковь; после чего строительство на долгие годы было заморожено. Оно возобновилось в 1782 г., когда по настоятельному ходатайству архимандрита Иоасафа (Маслова) (1779-1785) из государственной казны на завершение колокольни монастырю было выделено 20.000 руб. [10, с. 449-451].
Устройство Сергиевской церкви производилось на частные пожертвования, необходимые средства выделила состоятельная московская купчиха Наталья Бабкина [8, л. 135].
В 1787 г., 27 сентября, архимандрит Павел (Пономарев) (1786-1794) подал в Московскую контору Синода донесение о том, что храм готов к освящению: «А ныне и церковь под оною колокольнею во имя преподобнаго Сергия Чудотворца … усердным подаянием христолюбивых вкладчиков иконостасом и иконами, как по преданиям нашей святой апостольской церкви надлежит, сооружена, также и церковною утварью и прочими потребностями к освящению совсем изготовлена. Того ради … прошу оную сооруженную церковь во имя преподобнаго Сергия благословить освятить» [5, л. 26-26 об.; 10, с. 449, 451].
Разрешение освятить храм было дано 17 ноября 1787 г. Освящение состоялось 14 декабря 1787 г.; оно стало для монастыря настоящим праздником, на который собралось множество людей, были приглажены почетные гости. По признанию очевидца этого события, монаха Моисея, «церковь Сергия Чудотворца освящена того ж декабря 14 дня, во вторник, отцом архимандритом Павлом с братиею. На освящении были славные благородные особы, как то генерал [ан]шеф князь Александр Михайлович Голицын и прочих чиновных гостей премножество» [5, л. 29, 31 об.].
Храм прп. Сергия Радонежского освятил новоспасский архимандрит Павел (Пономарев), который впоследствии, на рубеже XVIII-XIX вв. в сане архиепископа возглавлял Ярославскую епархию (1799-1806).
Новая колокольня Новоспасского монастыря, существующая в едином комплексе с храмом прп. Сергия Радонежского, стала одной из самых высоких и массивных в Москве – «огромнейшая, красивейшая и самая прочная», как говорили о ней в XIX в. Действительно, ее отличают и значительная высота – около 80 м., и необычайная монументальность.
Сергиевская церковь в своем изначальном виде просуществовала недолго, всего 15 лет. Новый этап ее истории открывается в сентябре 1812 г., при весьма драматичных обстоятельствах. Москва занята французскими войсками и охвачена пожаром. Горел и Новоспасский монастырь. Особенно большой урон был нанесен колокольне и находящейся в ней церкви. Сгорели колокольные балки, и два самых тяжелых колокола – большой и полиелейный, обрушившись, разбили церковный свод, а остальное довершил пожар.
Сохранилось уникальное свидетельство очевидца этих разрушений. Новоспасский ризничий иеромонах Адриан, отправленный с обозом монастырских ценностей в Вологду, в своих записках описал встречу в пути, в Ярославле, с престарелым послушником Московского Покровского монастыря. Тот покидал Москву во время пожара и собственными глазами видел горящий город. Старик-послушник: «на вопрос о нашем монастыре, ответил, и ваш Новоспасской монастырь горит же; из колокольни-то, родные, полымье во все окны так и лижет, страх и глядеть-то; где ни шел, везде горит. … После ево пришедшие другие уверяли нас, что монастырь наш выгорел, и колокольня стоит внутренностию пуста, а упавшие колокола разбились, что же от пожара целого осталось, обстоятельно пересказать никто не мог» [7, л. 5 об.-6].
Убытки подсчитали потом. В числе сгоревших, точнее – выгоревших числилась и Сергиевская церковь. Для ее восстановления потребовалось несколько лет: в 1816 г. отремонтировали своды, в 1819 г. – отштукатурили стены, в 1820 г. установили иконостас [4, л. 7; 1, с. 50].
И вновь, как и изначально, храм украшался на деньги московских купцов – «усердным подаянием христолюбивых вкладчиков». Одним их самых щедрых и деятельных благотворителей Сергиевского храма той поры являлся московский купец Иларион Вавилович Вавилов. Документально подтверждено, что именно он оплачивал работы по золочению иконостаса и росписи храма, самолично заключая контракты с мастерами. Так, в октябре 1821 г. он подписал договор с золотарем Николаем Гавриловичем Константиновым на позолоту иконостаса «лучшим червонным золотом, … лучшею работою». Резные детали – золотились; гладкие места, служившие фоном, окрашивались и покрывались лаком. Стоимость работ оценивалась в 3.500 руб. [6, л. 23].
Роспись храма обошлась И.В. Вавилову в 2.500 руб., заказ был доверен московскому живописцу Мемнону Аникеевичу Скороспелову (1767-1843). Он же написал большинство церковных икон.
Договор на роспись храма заключили в октябре 1821 г., с условием завершения всей работы к середине июля 1822 г. Интересно, что в контракте указывались сюжеты отдельных изображений, которые должны были украсить церковное пространство. Так, в куполе помещалось изображение Бога Отца, ниже – четырех Евангелистов. На стенах храма присутствовали две сцены из жития святого: благословление прп. Сергием московского князя Димитрия на Куликовскую битву и отказ преподобного занять всероссийский митрополичий престол. Более детально была задана декорация алтаря. В куполе, над престолом, помещалось изображение Бога Отца, над жертвенником – сцена жертвоприношения Авраама. На восточной стене, над окном, изображено Моление о чаше Иисуса Христа. На стенах алтаря – сюжеты евангельской истории: Снятие с креста и Положение во гроб. Живописные изображения, написанные масляными красками, сопровождались надписями, текст которых также был оговорен в контракте [6, л. 24-24 об.].
Сергиевский храм был освящен в 1825 г., о чем свидетельствует антиминс, священнодейственный митрополитом Филаретом (Дроздовым) 30 апреля 1825 г. [8, л. 135].
На протяжении XIX в. храм прп. Сергия неоднократно поновлялся. Довольно значительные и дорогостоящие ремонтно-восстановительные работы в нем были произведены в последние годы XIX в. Необходимые средства – 20.000 руб., выделил потомственный почетный гражданин московский купец Сергей Федорович Стриженов [2, с. 74].
Новое освящение церкви прп. Сергия, после ее возобновления, произошло 27 мая 1901 г. Высокое качество реставрации храма было по достоинству оценено современниками. Так, «Московские церковные ведомости» отмечали: «Внутренность церкви поражает изяществом и богатством отделки, а также обилием света. Обращает на себя внимание своими высокими качествами настенное письмо, исполненное в 1821 г. мастером Мемноном Скороспеловым и в настоящее время возобновленное» [3, с. 289-290].
Сергиевский храм был закрыт в 1918 г., с упразднением обители. В 1990 г. Новоспасский монастырь вновь становится действующим. Прошло четверть века, обитель полностью преобразилась, став одним из самых значительных столичных монастырей, крупным духовно-просветительским центром.
В конце 2016 г. в монастыре развернулся большой реставрационный проект по восстановлению колокольни, в рамках которого предусматривается возрождение храма прп. Сергия Радонежского.
Библиографический список
1. Дмитриев, И.Д. Московский первоклассный Новоспасский ставропигиальный монастырь в его прошлом и настоящем. Историко-археологический очерк [Текст] / И.Д. Дмитриев // – М., 1909. – 124 с.
2. Круглик, А. История Московского Новоспасского монастыря. Дисс. … канд. богословия [Текст] / А. Круглик. МДА. – Сергиев-Посад, 1999. – 302 с.
3. Московские церковные ведомости. – 1901. № 23.
4. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1813. Д. 26.
5. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1046.
6. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1184.
7. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 54.
8. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287.
9. Скворцов, Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век [Текст] / Н.А. Скворцов. Вып. 1. – М., 1911. – 266 с.
10. Скворцов, Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. [Текст] / Н.А. Скворцов. Вып. 2. – М., 1914. – 828 с.
Публикация:
Епископ Воскресенский Савва (Михеев), А. Е. Виденеева.
К истории храма прп. Сергия Радонежского Московского Новоспасского монастыря // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, социологии, теологии, образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2017. С. 58-63.
Пресс-служба Новоспасского монастыря