День, когда говорит безмолвие

Проповедь наместника Новоспасского монастыря епископа Воскресенского Саввы в Великую субботу. 

Как все недели, седмицы Великого Поста венчает Страстная седмица, так и день Великой субботы венчает эту великую Страстную седмицу. Это центр сегодняшней недели. День, когда Господь сошел во ад. Как говорят некоторые святые отцы, Бог умер в этот день. Но умер не своим божественным существом, но телом, пребывая во гробе.

Сегодня, как никогда, важны слова тропаря, который каждый раз перед божественной литургией читает священнослужитель: «Во гробе плотски, во аде же душею яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй неописанный».

Этот тропарь как бы указует нам на основные моменты сегодняшнего дня. Что Христос сегодня был во гробе плотью. Он почил. И здесь почивать – не значит лежать и ничего не делать. Но этим самым Он дает возможность творению понять, что произошло в сей священный день. Ибо порой безмолвие говорит о многом.

«Во аде же с душею» – что означают эти слова? То, что сегодня Он растерзал узы ада — то, чего боялись святые отцы до пришествия Христа — что они будут извечно пребывать в аду, поскольку не очищены от первородного греха. Ныне же Христос изымает души человеческие из власти диавола.

«В Раи же с разбойником». Думаю, и эти слова тоже понятны. Поскольку буквально вчера, в Великую Пятницу, мы с вами читали заветные строки божественного Евангелия, где видим хуление одного разбойника и милосердное отношение, просьба другого разбойника к Иисусу Христу распятому: «Помяни меня, Господи, когда пребудешь во Царствии Твоем» (см. Лк. 23:42).

И, действительно, Христос вспомнил эту последнюю просьбу, которая была адресована Ему, уже висящему на Кресте. И тем самым, пребывая и ныне на Небе с разбойником рядом, Он пребывает со Своим Отцом Небесным, Который воспринял от Него эту великую жертву крестную, ибо принесена она была в знак любви к роду человеческому, в знак нашего с вами очищения, указания пути истинного спасения.

Сегодня также мы с вами слышим слова, которые вместо Херувимской произносятся священнослужителем: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Поэтому, следуя велению этих слов, не буду говорить сегодня много. Ибо действительно не могут слова человеческие охватить великого события, таинственного события Великой Субботы.

Я хотел бы, чтобы мы сегодня с вами в оставшиеся минуты перед Святой Пасхой очистили вновь свою душу размышлениями о великом таинстве, которое совершилось на Древе Крестном, о том, насколько мы с вами ценим это великое событие – распятие Иисуса Христа, насколько мы рады и подготовлены к встрече воскресшего Господа.

И я думаю, что в какой-то мере для всех нас будут утешительными слова святителя Иоанна Златоуста, которые мы сегодня с вами услышим во время ночной пасхальной службы.

Вслушайтесь в них внимательно – в Слово огласительное святого Иоанна Златоуста. У кого есть возможность – прочтите их заранее на русском языке. Это будет своего рода неким итогом нашей с вами святой Четыредесятницы.

Кто-то, может быть, разочаруется в своем намерении жить по-христиански, кто-то, может быть, согрешил в последние минуты перед святой Пасхой, еесть и те, кто всю святую Четыредесятницу провели в покаянии и молитве – каждый, по слову Иоанна Златоустого, воспримет мзду свою. Каждый вопримет Христа воскресшего.

Пускай же нас приближающийся день святой Пасхи ободряет к свершению добрых дел и христианскому житию.

Храни всех вас Господь!