Сумароково. Будни и праздники.

21.04.2016

Будни и праздники на подворье Новоспасской обители в Сумароково (со слов иеромонаха Сергия (Филиппова), настоятеля подворья)

Город и деревня всегда были разными мирами. И чем больше проходит времени от Рождества Христова, тем эти два мира все больше удаляются друг от друга. Один мир – постоянной суеты, другой – тишины и физического труда.
Так о своем годичном бытии на подворье Новоспасского монастыря в Рузском районе в селе Сумароково отзывается иеромонах Сергий, человек до мозга костей городской.

 

Только в юном возрасте отправлялся он, как и все, летом в деревню к бабушке. А теперь все изменилось: он сельский батюшка, с которым радостно раскланиваются и здороваются местные жители.

Жизнь размеренна, спокойна, но проблем и забот все же много. В минувшем году первый опыт был с огородом.

 

Нельзя сказать, что потерпели фиаско. Урожай все же был. Его еще и по сей день не весь переработали: до сих пор готовят икру из кабачков и тыквы своего урожая. «Спасали» огородик несколько прихожан из Новоспасского монастыря, организовав трудовой десант на подворье. Так что с некоторыми иллюзиями пришлось расстаться. Зато удалось сделать то, что и не планировали. Постоянных (можно сказать – «качественных») прихожан всего один процент от населения. В праздник Рождества Христова число пришедших в храм увеличивается еще на один процент. Но за этой внутренней жизнью, отец Сергий не умаляет и внешней ее стороны, поэтому батюшка активно готовится к Рождественским праздникам.

В храме к Рождеству сделана праздничная нехитрая иллюминация, верным прихожанам поручено учить колядки, чтобы в эти дни, освещенные светом немеркнущей Вифлеемской звезды, пойти по домам тех, кто в храм «ходит» только два раза в жизни – на собственные крестины и под самый конец нелегкой, полной испытаний и проблем жизни. Отец Сергий думает, что внешнее всегда затронет и внутреннее: поэтому все пошло в дело – сладости, игрушки, подарки, смастерили вертеп с фигурами в рост человека, подобраны и настелены ковры…

За серостью рано темнеющих сельских улиц и грустной сиротливостью частных участков кто-то, по мнению отца Сергия, видя эту красочную подготовку в храме, задумается о том, что же принес в жизнь рожденный Спаситель, кто-то оторвется от бренной реальности, чтобы поднять голову и взглянуть на небо, а кто-то посмотрит внутрь себя.

Пока первыми эти шаги совершают дети: они стали учениками вновь созданной воскресной школы. Взрослые в классы не пошли, а дети – вечные проводники, и у каждого в этом Рождестве Христовом свой путь, как и у тех, кто шел за звездой. Эта же самая звезда и мысль о высоком привела в Сумароковский храм во имя святого Иоанна Предтечи этим летом трех местных бабушек, которые принесли отцу Сергию в храм свои нажитые и заработанные сбережения – 70 тысяч. Эти первые деньги были отправной точкой для того, чтобы подремонтировать храм, укрепить своды, вставить окна и двери, подновить кирпичную кладку, в которой около тридцати лет росла береза, а еще полностью отреставрировать четверик храма. И село в этом своем малом и большом делании при малости прихожан зажило по-иному.

Так в этой тишине, где есть возможность побыть наедине с собой, при полном отсутствии людей, совершаются ежедневно здесь Рождественским постом Литургии. Когда-нибудь храм этот, прошедший как большой и легендарный корабль, многочисленные бури и штормы этой жизни, будет полностью восстановлен. Главное – уже ежедневно здесь возносятся молитвы за это село, за его жителей, за этот мир в затерянном среди русских равнин храме, в котором только в ушедшем году было крещено 25 человек. И здесь начало их духовного рождения.

На другом берегу водохранилища возводится еще один храм – во имя святителя Иоанна Милостивого. Здесь, у новой церкви, в Крещение мужики прорубили иордань.

20 января в Сумароково праздник — большой престол, собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. И бредут в свой храм бабушки, и, обгоняя их, бегут дети — ученики воскресной школы. В этой всевечной истории важно, как в Евангелии, повествуется не только о явлении на земле Богочеловека и совершенном Им деле спасения, но также и о различных путях, и об отношении человека к своему Спасителю. Так вновь совершается этот путь, простодушных и чистых сердцем, Вифлеемских пастухов, и путь мудрых волхвов, и, наконец, путь праведного Иосифа, который начинается с «бури помышлений сомнительных» и кончается благоговейным служением родившемуся в Вифлееме Богомладенцу Иисусу. И все они, как и две тысячи лет назад, бредут на звезду, озаренные ее светом, идут к Младенцу-Христу, так же как и все те же сумаровские прихожане.

Отец Сергий служит Литургию. И в этой сельской простоте и чистоте та самая жизнь, смысл которой все хотят постичь, или просто поговорить с батюшкой об этом. Так и течет время – от праздника до праздника, в самопознании, тишине и русской милости. Вновь Рождество Христово пришло издалека тихо в русскую глубинку, и вдруг запелось как-то само собой: « Ангелы поют на небеси»… И в этом вся правда.