Братия почтили память схиархимандрита Гурия (Мищенко)

По благословению наместника монастыря епископа Саввы, панихиду по приноспоминаемому духовнику обители совершил благочинный монастыря иеромонах Иаков. Песнопения чинопоследования панихиды исполнил хор Новоспасского монастыря под управлением С. Попова. 

Отец Гурий почил о Господе 20 августа 2010 года, на следующий день после престольного праздника монастыря, в котором он провел последние 16 лет своей жизни. В этот же день в лике святых были прославлены Глинские старцы, приемником которых был монастырский духовник.

Схиархимандрита Гурия по праву можно считать последним Глинским старцем. Традиции и опыт подвижнической жизни насельников Глинской пустыни батюшка привнес и в Новоспасскую обитель.

Сегодня исполняется 6 лет со дня его кончины, но жива память о нём в сердцах братии и прихожан монастыря, ведь для каждого из них у батюшки всегда находилось простое, но утешительное слово. В его жертвенном служении ближним было высшее проявление любви.

Могила отца Гурия находится у входа в Спасо-Преображенский собор. В продолжение дня братия приходят помолиться об упокоении своего собрата, а прихожане, среди которых немало духовных чад приноспоминаемого батюшки, – помянуть своего духовного отца.

Все фотографии смотрите в альбоме по ссылке.

ВОСПОМИНАНИЯ О СХИАРХИМАНДРИТЕ ГУРИИ ЕГО ДУХОВНОГО ЧАДА ЛАРИСЫ

Мой рассказ не содержит точных дат и строгой последовательности, потому что еще при жизни Батюшка никогда не благословлял писать о нем, и поэтому мы и не старались запомнить точные даты тех событий, о которых я сегодня буду рассказывать.

Батюшка родился 9 июля 1929 года в г. Воронеж Шосткинского района Сумской области. У него была верующая мама, которая его очень любила. Ее звали Анна. Батюшке было 12 лет, а младшему брату 6, когда началась война. Во время бомбежек мама ставила обоих сыновей на колени перед иконами и говорила, что, если Бог захочет, Он спасет их. Батюшка рассказывал: дом раскачивался, казалось, что вот-вот рухнет, а они молились. В 1942 году умерла мама Батюшки, и они с братом остались вдвоем. К ним приходила их двоюродная 16-летняя сестра Наташа, пока немцы не угнали ее в Германию. Когда в доме не стало продуктов, Батюшка (ему было тогда лет 13) пошел к немецкому военному коменданту. Он рассказал, а переводчик перевел, что у них с братом умерла мама, они остались одни и им нечего есть. Комендант распорядился послать им полвоза муки и других продуктов. Во время войны Батюшка трудился наравне со взрослыми. После войны он учился на машиниста, потом работал на шахте.

Однажды от какой-то женщины Батюшка услышал о монастырях, куда приходят благочестивые люди, чтобы служить Богу, и стал молиться Матери Божией. Он жил тогда в общежитии и рассказывал: «Ребята, соседи по комнате, уйдут гулять, а я закрою дверь на крючок, стану на колени и прошу Матерь Божию, чтобы Она приняла меня в свое стадо». Кто-то рассказал Батюшке о Глинской пустыне. Ему было 18 лет, когда он пришел туда. Переночевал и наутро собрался уходить. Батюшка рассказывал: «Вышел на улицу, смотрю по сторонам… красиво… вдруг вижу: идет быстро старчик (это был о. Андроник), за ним несколько монахов в рабочей одежде». «Кто такой?» — спросил о. Андроник Батюшку. Когда узнал, что тот собирается уходить, запротестовал: Царица Небесная обидится, если он уйдет не причастившись. И позвал с собой, монахи шли работать в лес. По дороге подробно расспрашивал Батюшку о его жизни. Так Батюшка остался в обители. Он всегда говорил о Глинской пустыне как о райском месте, о любви братской, о ревности к службе Божией; рассказывал, что они с о. Андроником, как ни старались первыми к богослужению прийти, кто-нибудь их опережал. Считалось, что первому пришедшему в храм полагался венец от Бога.

Старцы были простые на вид, но непростой жизни. Батюшка рассказывал: «На кухне стоял куб с горячей водой, которую всегда можно было взять. Монахи брали воду редко, очень воздержанно расходуя ее на себя, т.к. по своему аскетизму не мылись. Пришел раз на кухню старец и попросил трапезного монаха налить ему в кувшинчик воды, сказал, что завтра умрет и хочет приготовить себя к погребению. «Еще сто лет проживешь, старче»,- ответил ему трапезный. Старец налил себе воды и ушел. На следующий день он отошел ко Господу».

Молодых в обители было мало, в основном, старые монахи, исповедники, прошедшие лагеря и ссылки, подорвавшие основательно свое здоровье. Поэтому вся тяжесть послушаний ложилась на плечи молодых. Но старцы их любили и жалели, подкармливали то молочком, то медом. А скудость в обители была большая, особенно в первые годы. На братский котел по праздникам бросали 2 сушеные воблы, для запаха. Потом уже паломники стали присылать в обитель посылки с продуктами и вещами, и стало полегче. Первоначальное Батюшкино послушание было на братской прачечной, потом на кухне, потом уже он заведовал всеми складами. Прожив в Глинской пустыне несколько лет, Батюшка был призван в армию. Служил на севере, в Мурманске, 3 года. Отец Андроник благословил и сказал: «Всем будет трудно, а тебе – нет. Однако и у тебя будет испытание». По Батюшкиному слову и вышло. Вначале был поваром, потом взяли в типографию, позже, узнав, что Батюшка знает переплетное дело, перевели в штаб армии. Во время службы с Батюшкой произошел такой случай. Стояла полярная ночь. Проходили учения. Солдаты совершали марш-бросок на лыжах, а у Батюшки оторвалось крепление, и он остановился, чтобы его поправить. За несколько минут его отряд исчез из виду. Подняв голову, он никого не увидел. Батюшка не знал, куда идти, где находится их палаточный лагерь. Он стал молиться Архистратигу Михаилу и сразу увидел вдалеке кустики, к которым и направился. И вдруг за ними открылся лагерь. Батюшка всегда недоумевал, как так получилось, что лагерь оказался так близко, ведь они успели далеко уйти. Через год – полтора за хорошую службу дали отпуск. Батюшка поехал в монастырь, где ходил в военной форме. Однажды пришли люди из органов, спрашивали, где он служит. Батюшка назвал номер части. Через какое — то время после его возвращения в часть пришло письмо, где говорилось, что такой — то солдат находился в отпуске в монастыре. Батюшку вызывали несколько раз в особый отдел, допрашивали, стыдили, предлагали отречься от веры и т.д. «Было тяжело,- говорил Батюшка,- но я им отвечал: я ничего не нарушил, у нас в стране свобода вероисповедания». От работы в штабе армии его все- таки освободили. Батюшку взял к себе начальник хозяйственной службы.

Во все годы своей службы Батюшка ходил в свои увольнительные в храм в Мурманске. Сослуживцы его интересовались: «Куда ты все время ходишь?» Он отвечал: «На Зеленую улицу». Там находился храм.

После окончания службы Батюшка вернулся в монастырь. Монастырское начальство и старцы, видя его постоянство на протяжении стольких лет, почти сразу постригли в монашество на праздник Преображения и рукоположили в дьякона, затем в священника. (Есть очень хорошие воспоминания Ольги Николаевны Вышеславцевой «Глинская пустынь» и Галины Александровны Пыльневой « Глинская мозаика» об о. Андронике, глинских старцах, Батюшке, о монашеском постриге послушника Петра на Преображение).

В 60-х годах стали ходить упорные слухи, что Глинскую закроют. Некоторые старцы и Батюшка съездили на Кавказ к митрополиту Зиновию, который обещал их взять под свое покровительство. В пустынь приходил блаженный Степа, который задолго до ее закрытия предсказал Батюшке его изгнание из монастыря. Однажды после службы блаженный, который обычно стоял в конце храма, взошел на солею, снял с себя шапку и бросил ее со всей силы по направлению к выходу из храма: вот так и о. Павлина… из Глинской. И, действительно, Батюшку, как одну из ключевых фигур, в первой партии выслали из монастыря.

Началась жизнь на Кавказе: 20 лет службы в Грузии. Сначала Батюшка в течение недолгого времени служил священником женской общины. Местечко называлось Ахкерпи, и, чтобы туда добраться, нужно было ехать от Тбилиси 4 часа на автобусе в горы. По воспоминаниям Батюшки, нигде он так не молился, как там. На молитву выходили ночью, небо было все усеяно звездами, стояла необыкновенная тишина, нарушаемая только шумом горной речки. Туда к нему приехал о. Андроник. Оттуда они вместе уехали в Дагестан, в город Хасавюрт. Батюшка служил, о. Андроник помогал ему исповедовать. Там он встретил некоторых своих духовных чад, которые остались преданы ему на всю жизнь. Вскоре о. Андроник благословил своего духовного сына поступать в семинарию. Батюшка отвез о. Андроника к владыке Зиновию, а сам поступил в семинарию в Троице – Сергиеву Лавру.

По окончании семинарии Батюшка вернулся в Тбилиси. Какое – то время служил на приходах в районах, затем в самом городе, в церкви Михаила Тверского. «Пришел туда простым иеромонахом,- говорил Батюшка, — а ушел архимандритом». Прослужив в Грузии 20 лет, Батюшка решил перейти под юрисдикцию РПЦ и был принят на службу в Ставропольскую епархию. Митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний назначил Батюшку благочинным русских приходов в Азербайджане и настоятелем кафедрального собора Рождества Прсв. Богородицы в Баку. В Баку Батюшка прослужил 10 лет. Когда начался военный конфликт, угрожали взорвать храм, и тогда Батюшка вывез в Ставрополь храмовые ценности и получил назначение в Херсон.

Первая служба в Херсоне состоялась в мае 1991 года, а в августе этого же года из-за раскола в Украинской православной церкви Батюшка уехал в Ессентуки и через некоторое время написал заявление о переводе за штат.

Начав монашескую жизнь в монастыре, Батюшка всегда хотел вернуться в монастырь. В связи с этим он посетил Оптину пустынь, Дивеево и ряд других монастырей. Но Батюшка всегда говорил, что «от Господа стопы человека исправляются». Приближался праздник Св. Троицы. Батюшка находился в Москве и хотел провести праздник в обители, поэтому поехал в Новоспасский монастырь. Он пришел к наместнику, отцу архимандриту Алексию, за разрешением остаться на несколько дней. Батюшка рассказал о себе, о службе на Кавказе. Архимандрит Алексий ездил на Кавказ к о. Виталию, знал глинских старцев и слышал о Батюшке, но не был знаком с ним. «Не хотели бы Вы увидеться с о. Иннокентием?» – спросил о. Алексий. «Это мой друг,- ответил Батюшка,- очень бы хотел, но он, к сожалению, далеко». Но о. Иннокентий был в соседней комнате, он очень обрадовался, увидев Батюшку, и горячо приветствовал его желание остаться в монастыре. «Давайте оставим его с нами, о. Алексий. Он нашего духа человек».

И Батюшка остался с нами на целых 16 лет. И сейчас остается с нами. И надеемся, что он с нами будет всегда.