Проповедь епископа Воскресенского Саввы в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, о Закхее

Что мы знаем о начальнике мытарей и готовы ли мы забраться на дерево? 

По завершении ранней Божественной литургии в храме прп. Романа Сладкопевца наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва обратился к молящимся со словом проповеди. 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

В Святом Евангелии мы не только наблюдаем историю жизни Иисуса Христа, но мы также узнаем о тех людях, которые встретились Господу и встретили Его на своем пути. Таким человеком был Закхей. Мы сегодня слышали о нем из Евангельского повествования.

Какое представление мы имеем о Закхее? Из Священного Писания известно, что он был начальником мытарей. Что означало быть мытарем в то время в Иудейском государстве? Это означало быть презренным человеком, потому что мытари собирали с каждого двора, с каждого человека подать – тот налог, который был положен кесарю. В силу человеческой немощи мытари часто брали больше чем положено, и народ их не любил за то, что они себе позволяли неправедную мзду. Их считали ниже грешников. Если говорили: с мытарями и грешниками ест и пьет, это означало, что ниже некуда.

Мытарь Закхей был самым лучшим мытарем – он собирал больше всех дани, знал доходы каждого своего подопечного и, невзирая на лица, собирал с пристрастием эти налоги, за что снискал у народа еще большее презрение. Его ненавидели и желали погубить. Но тем не менее, в силу свойств его характера, а именно страстности в собирании податей, римские власти полюбили его. Как же не полюбить того, кто старается и радеет о своем деле?! И поставили его начальником над всеми мытарями. И вот, к этому человеку относились призрено, но когда он стал начальником над мытарями и проходил по улице, ему все кланялись. Не потому что полюбили, а в силу того, что боялись. Он всегда шел важно и ему все кланялись, но он понимал, что кланяются не ради доброго отношения, а ради высокого его положения. Единственное, что в его жизни было утешением – дом и семья, где он ощущал любовь своих детей и супруги, которые были для него единственным счастьем в этой жизни. Дома все доброе, что ему говорили, было сказано не ради лицеприятия, а по любви и от доброго сердечного отношения к нему. 

В то время в Иерихон пришел Господь Иисус Христос. Молва об этом событии, конечно же, с молниеносной скоростью разошлась по всем городам и весям, и народ собрался во множестве вокруг Христа. Многие знали о том, что Он исцелял больных, воскрешал мертвых, и многие люди пришли со своими немощами и недугами, а некоторые просили отпущения грехов и даже просто доброго слова. Христос смиренно выполнял Свое служение, совершая исцеления, говоря те нужные слова, которых ждали и не ждали от Него люди. 

И вот, эта толпа, которая шла за Иисусом Христом, не пропускала Закхея. Он бы и увидел Иисуса Христа, но несмотря на его высокое положение, его физический рост был довольно таки мал. Как он ни прыгал, ни пытался отойти подальше или подойти поближе, чтобы просочиться между людьми, его будто выбрасывало на берег, вне этого моря людей. Тогда Закхей ничего иного не придумал, как лезть на смоковницу, которая росла рядом с тем местом, где проходил Христос. Дерево было большим, и Закхей, как мальчишка, залез на его ветви. 

Что означало для него забраться на дерево? Представьте себе: почтенный человек, начальник мытарей, который был очень богат, которого боялись все в городе, буквально по-ребячески взымается на это дерево. Естественно, все взоры от Иисуса Христа сразу же направились на него. Кто-то стал показывать пальцами, смеясь, мол, посмотрите на этого начальника, да он как мальчишка себя ведет.

И Христос обратил внимание на взымающегося Закхея, который не обращая внимания на весь этот человеческий суд, на весьма неустойчивое человеческое мнение, руководствовался одной целью – он хотел видеть Иисуса. И их взгляды встретились, их глаза встретились, и они поняли друг друга. Христос сказал: «Сегодня надо Мне у тебя быть. Днесь спасение в доме твоем». И Закхей от этого внимания не просто удивился, его сердце и душа не просто «в пятки ушли», они распространились вне оболочки его собственного тела. Этот человек сразу вспомнил о тех злодеяниях, которые он совершил в своей жизни, и он ничего не нашел нужного сказать, кроме того, что действительно нужно было сказать: «Господи, если кого я чем обидел, то возвращу четверицею, а кого не обидел — отдам все сполна». Что означало произнести эти слова? Это означало лишиться всего имения, которое у него было. И Господь принял это сердечное, можно сказать, покаяние и исповедание веры. Он пришел в его дом и сказал: «Пришло спасение в твой дом, Закхей! И днесь ты будешь в Царстве Божием».

Действительно, мы знаем из церковного предания, что Закхей потом стал епископом и проповедовал Евангелие всему народу. Таким образом, один лишь только взгляд перевернул жизнь этого человека, который был самым высоким по положению в городе, но был маленького роста и в таком же состоянии духа находился.

Так вот, спросим мы себя, дорогие братья и сестры, готовы ли мы ради Иисуса Христа поступиться своим положением, забраться на дерево своих добродетелей, невзирая на человеческое мнение и молву, на толпу, которая говорит то, что выгодно ей, исполняя какие-то низменные свои эгоистические цели? Готовы ли мы встретиться взглядом с Иисусом Христом, и чтобы в нашем сердце побудились высказаться устами те слова, которые в душе накипели? Готовы ли мы сторицею воздать тем, кого обидели? К сожалению, ответ наш будет неоднозначным. Вряд ли кто-то сможет в силу своего положения, состояния, в силу своей определенности оставить все, чтобы последовать за Иисусом Христом. Мы все равно будем думать о том, что мы будем есть, во что одеваться, где жить, как работать, и что о нас будут думать люди. И эта цепочка абстракций и препятствий будет постоянно крутиться в наших мыслях, и хождение по кругу не даст нам выйти из этого круга. Помоги же нам, Господи, не остаться маленькими закхеями, которые побоялись бы залезть на смоковницу!
 
Аминь.